Компания «ИСОН» представила изображение модели первого в России многоразового беспилотника для полета на гиперзвуковых скоростях в атмосфере и космосе. Летательный аппарат разрабатывается в интересах «Роскосмоса» и не предназначен для военных целей. Генеральный директор компании-разработчика Юрий Бахвалов рассказал РИА Новости, что этот дрон может пойти на экспорт.
Гиперзвуковой беспилотник сможет летать на высотах до 160 километров со скоростью семь махов или выводить космические аппараты на околоземную орбиту — до 500 километров, сообщает РИА Новости со ссылкой на гендиректора «ИСОН». Дроны будут производиться только из российских комплектующих и рассчитаны на 50 полетов. В качестве силовой установки на нем планируется устанавливать двигатель от разгонного блока «Бриз-М» — 14Д30.
На втором изображении представлена схема выведения многоразового беспилотника на околоземную орбиту и его возвращения на Землю при помощи парашютной системы. На схеме видно, что дрон выводится в зону пуска самолет-носителем, от которого он отделяется в заданной точке и далее совершает самостоятельный полет.
По словам Юрия Бахвалова, в 2023 году планируется провести пять летных испытаний гиперзвукового беспилотника. При этом он отметил, что дрон не будет использоваться для военных целей.
Компания «ИСОН» зарегистрирована в 2011 году. Осуществляет свою деятельность в тесном научном сотрудничестве с такими стратегическими партнерами, как корпорация «Проект-техника», «Роскосмос», ФГУП «КБХМ имени А. М. Исаева» и другими. Конечный целевой продукт компании — создание через масштабированный летный демонстратор многоразового воздушно-космического летального аппарата с собственной установкой для разгона.
Способ запуска ракет и других летальных аппаратов с высоты нескольких километров, на которую они выводятся с помощью самолетов-носителей, получил название «воздушный старт». На сегодняшний день данный способ используется для запуска аппаратов по суборбитальным орбитам либо для вывода спутников на низкие околоземные орбиты.
Ранее в России предложили детально разработанные проекты АКС МАКС и «Воздушный старт». В первом проекте космоплан с внешним топливным баком запускается с борта сверхтяжелого самолета Ан-225(325) «Мрия». Основным элементом второго проекта является специально переоборудованный тяжелый самолет Ан-124-100ВС «Руслан», с борта которого на высоте примерно 10 километров осуществляется так называемый минометный старт ракеты-носителя, доставляющей на расчетную орбиту полезную нагрузку. Есть также проекты «Бурлак» и прочие, в которых ракеты-носители с космическими аппаратами запускаются с борта разных самолетов: Ту-160, Ан-124, Ту-22М.