Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в своем выступлении на пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай» российский лидер не имел в виду конфронтацию с Западом по вопросам ценностей. По его словам, Россия не собирается никого учить, как жить.
«Было бы глупо воспринимать это как очередное противостояние. Уже, естественно, нашлись энтузиасты, которые сравнивают это выступление чуть ли не с мюнхенской речью. В свое время суть мюнхенской речи не поняли — она совсем не была конфронтационной. И тем более сегодня президент говорил не о конфронтации», — сказал Песков.
Он также отметил, что Россия «рада сотрудничать и дружить» с Западом, но в то же время «будет позволять себе жить так, как хочет».
«С моей точки зрения, смысл сказанного сводился к тому, что мы не собираемся никого учить и не учите нас. Мы можем себе позволить и будем себе позволять жить так, как хотим мы. При этом мы будем рады с вами и дружить, и сотрудничать, но не смейте нас учить, больше мы этого терпеть не будем», — подчеркнул Песков.
Глава государства выступил на «Валдае» 21 октября. Он, в частности, раскритиковал страны Запада за «большевистский подход» к защите прав сексуальных меньшинств. Борьбу за равноправие Путин назвал догматизмом на грани абсурда и привел в пример Голливуд, где выпускают памятки, как снимать кино — сколько персонажей определенной расы нужно для той или иной картины. По его словам, власти России действуют в рамках здорового консерватизма — идеологии, которая не мешает идти вверх и вперед, а мешает идти назад и вниз, к хаосу.
Также Путин высказался о выводе американских войск из Афганистана. Он отметил, что президент США Джо Байден поступил правильно, когда принял решение о полном выводе военного контингента из Афганистана. При этом Путин добавил, что вывод войск можно было бы провести как-то иначе.
Путин высказался и о законодательстве об иностранных агентах. Он пообещал посмотреть, как можно изменить закон. По его словам, у него есть знакомые, которые занимаются благотворительностью, но власти «подводят» их к статусу иноагента. При этом Путин отказался считать закон репрессивным.