Экс-министр финансов и глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин 14 мая на заседании президиума фракции «Единой России» принял предложение возглавить Счетную палату. Безусловно, эта должность — самая низкая из тех, на которые мог претендовать Кудрин, полагают политологи, а его назначение не следует воспринимать как сигнал к началу реформ: ведь образ «великого реформатора» скорее имидж, чем реальность. Однако для самого Кудрина новый пост — как минимум трамплин на более высокую позицию и способ остаться в «аппаратной обойме».
«Если логика в его назначении на пост в Счетную палату... На те позиции, на которые он хотел или его хотели, он не прошел: на позицию в кабмин из-за личностного конфликта [с премьер-министром Медведевым], на позицию в администрацию… там мест не осталось... На этом фоне он взял то, что есть», — заявил «Шторму» Дмитрий Абзалов — ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России.
Абзалов подчеркнул, что Счетная палата — это «серьезный карательный и надзорный орган», осуществляющий контроль за исполнением федерального бюджета. Глава Счетной палаты — не политическая должность, считает политолог, однако «ее проще конвертировать в политику», чем многие другие властные посты: Кудрин в рабочем порядке, на совещаниях сможет взаимодействовать с президентом России Владимиром Путиным. И это важный фактор.
Другое дело, что должность главы Счетной палаты изначально «не затачивалась под Кудрина» и требует жесткости, которой ему не достает, считает политолог. Еще одна проблема — границы возможностей Кудрина на новом посту. «Они станут понятны, когда станет ясно, какие изменения произойдут в администрации [президента]… Скорее всего, у Кудрина пока что мандат серьезно ограничен — и в его компетенции прежде всего экономические изменения», — отметил Абзалов. В ведении Кудрина, по его мнению, окажется увеличение внимания государства к образованию и здравоохранению.
При этом политолог призвал не считать Кудрина либералом в экономическом плане. По мнению Абзалова, новый глава Счетной палаты — это «экономическая Яровая». «С точки зрения экономики Кудрин тот еще центрист», — отметил Абзалов. Однако, возможно, его назначение все же можно считать «полусигналом» к изменению позиции Кремля. «Потому что, если бы это был сигнал, он был бы назначен на политическую должность. У него достаточно интересная политическая программа», — сказал Абзалов.
Возвращаясь к теме значения нового поста для самого Кудрина , политолог заметил: если бы глава ЦСР рассматривал позицию председателя Счетной палаты как постоянную, он бы не стал разрабатывать экономическую программу, и «десантировать» своих людей в кабмин. Речь идет прежде всего о нынешнем главе Минфина Антоне Силуанове, который работал заместителем Кудрина в Минфине. Также не случайно назначение вице-премьером по социальным вопросам экс-главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, которая также занимала должность зама бывшего министра финансов.
Экс-директор Совета по национальной стратегии Станислав Белковский в разговоре со «Штормом» согласился с Абзаловым в том, что новый пост для Кудрина — временный и предложение он принял, «чтобы совсем не выпасть из аппаратной обоймы — как в известной басне «Разборчивая невеста»: ведь если слишком долго отказываться, то перестанут предлагать. При этом политический вес Кудрина «совершенно не определяется его должностью, а определяется его личными отношениями с президентом Путиным», подчеркнул политолог.
Комментируя предположение Bloomberg, что глава ЦСР может выступить переговорщиком между Россией и Западом, Белковский отметил: пока всей полнотой власти в России обладает Владимир Путин, радикальных реформ быть не может. Поэтому не стоит возлагать надежды на «великого либерализатора» Кудрина точно так же, как не стоило рассчитывать ранее на «великого либерализатора» Дмитрия Медведева.
«Запад реагирует не на Кудрина или Медведева, а на Путина и на политику последнего, — пояснил политолог. — Пока Владимир Владимирович остается в Кремле, никакая фигура не может кардинально улучшить отношения России и Запада… Поэтому,.. даже будь Кудрин хоть трижды великим миротворцем, он не может изменить ход истории».
Незадолго до инаугурации Владимира Путина в СМИ и Telegram-каналах стала активно обсуждаться тема возможного назначения главы совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина на новый высокий пост для налаживания экономических отношений с США и Европой. При этом, по информации Bloomberg, фактические полномочия экс-главы Минфина на правительственной должности должны были быть ограниченными из-за назначения нынешнего советника президента России и «сторонника сильной роли государства в экономике» Андрея Белоусова вице-премьером вместо Игоря Шувалова.
Ранее Financial Times отметила, что назначение Кудрина на «важный пост»должно продемонстрировать западным странам: российский президент готов к компромиссу. Заметим, что Кудрин, в отличие от других политиков, занимает умеренную позицию в вопросе ответа западным странам на антироссийские санкции. В эфире программы «Поздняков» на НТВ в апреле экс-глава Минфина признал, что России сложно найти адекватный ответ на санкции США. Кудрин подчеркнул, что «выступая против частного американского или европейского бизнеса, мы часто наказываем себя»: ведь РФ в ряде промышленных отраслей во многом зависит от импортных комплектующих. Экс-министр отметил, что ответные меры в отношении США не должны ударить «бумерангом» по российскому бизнесу.