«Сбер» с 24 мая запускает свой собственный сервис «СберАвтоподписка» по долгосрочной аренде автомобилей, начиная с 24 мая. Подписчики впервые в истории рынка смогут становиться владельцами машин. Одним из главных конкурентных преимуществ по сравнению с каршеринговыми компаниями станет подобранный под предпочтения пользователя автомобиль «с большим комфортом», включая «мультибрендовый и мультисегментный подход».
Как рассказали РБК гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров и глава classified-индустрии «Сбера» (включая «СберАвто») Олег Голубцов, «Сбер» планирует привлечь до 3000 клиентов уже в 2021 году, а через пять лет сдать в аренду 30 000 машин и получить прибыль до 25 миллиардов рублей в год.
Модель подписки предполагает пользование автомобилем на срок от полугода до трех лет. В компании рассчитывают, что через пять лет будет запущена подписка на автомобили не только в городах-миллионниках, но и в менее крупных.
Доходы должны составить к 2025 году примерно 24-25 миллиардов рублей в год, включая арендные платежи и доходы от продажи автомобилей на вторичном рынке.
РБК указывает, что эта сумма чуть больше годовой выручки всех действующих в России сервисов каршеринга за 2020 год, которая составила 22,4 миллиарда рублей.
«Сейчас тренд перехода от владения к пользованию автомобилем, именно поэтому мы создали продукт «СберАвтоподписка» и выводим его на рынок», — заявил Спиров.
Он отметил, что услуга по предоставлению автомобиля в долгосрочную аренду предназначена для тех, кто хотел бы пользоваться всегда новым автомобилем и менять его перед истечением гарантийного срока или после появления новых моделей.
В России этот рынок еще только создается, но иностранные производители используют такую модель продаж с 2019 года, уточняет РБК. Так, летом 2019 года долгосрочную подписку начала развивать шведская Volvo, в октябре — южнокорейская Hyundai. Долгосрочные подписки в России на автомобили есть у еще пяти автопроизводителей — Kia, Genesis, Škoda, Audi и УАЗ.
«Яндекс.Драйв» начал сдавать машины в долгосрочную аренду с осени прошлого года.
Прямой конкуренции «Сбера» с каршеринговыми компаниями не будет, однако «СберАвтоподписка» решила сделать ставку на подготовленный под вкусы подписчиков автомобиль «с большим комфортом».
Кроме того, машины будут разного класса, так как планируется применять «мультибрендовый и мультисегментный подход». Спиров указал, что сервис будет сотрудничать с Volkswagen, Mercedes, Hyundai и АвтоВАЗом.
«Они пользуются спросом и подпадают под субсидию Минпромторга для операционного лизинга (из-за уровня локализации производства), это позволяет сделать очень интересное предложение нашим клиентам», — уточнил он.
Спиров также заверил, что сервис будет предоставлять хорошие условия с низким платежом. В то же время он добавил, что «демпинг [намеренное снижение цены на товар ради вытеснения конкурента с рынка] — это не наша стратегия».
Ежемесячный платеж за автомобили уровня Škoda Rapid или VW Polo обойдется около 20 000 рублей, Kia Seltos — в 28 700 (при заключении контракта на три года). РБК отмечает, что на сайте Kia такую машину можно арендовать на год за 36 тысяч рублей.
В июне 2020 года аналитики платежной системы CloudPayments сообщили, что спрос на каршеринг в конце весны упал на 62% по сравнению с мартом и февралем. Но в будущем ожидается рост спроса, так как люди, опасаясь заражения, будут чаще пользоваться арендованными машинами, чем общественным транспортом, уточняли эксперты.
В июле 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о введении субсидий на покупку автомобилей для каршерингов и сервисов по аренде автомобилей. Таким образом государство может оплачивать до четверти таких расходов. По условиям программы «Доступная аренда», субсидировать будут только покупку автомобилей, произведенных в России. Таким образом кабмин надеется помочь отечественному автопрому.