St
Поручение Путина изменит систему региональных авиаперевозок

Поручение Путина изменит систему региональных авиаперевозок

Эксперты утверждают, что без государства проблему транзитных перелетов через Москву не решить

Эксперты утверждают, что без государства проблему транзитных перелетов через Москву не решить
Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov

Компания «Аэрофлот» предложила свой вариант решения задачи, поставленной Владимиром Путиным 1 марта в послании к Федеральному собранию: к 2024 году большинство региональных авиарейсов в стране не должны осуществляться через Москву. Гендиректор крупнейшего российского авиаперевозчика Виталий Савельев заявил, что «Аэрофлот» может принять участие в создании сети региональных авиахабов, которые позволят в целом улучшить ситуацию. Эксперты считают, что государство должно в корне изменить саму систему региональных авиаперевозок и строительство новых аэропортов не может являться панацеей.


Независимый транспортный аналитик Дмитрий Адамидов считает, что чиновникам и крупным компаниям решение проблемы транзитных рейсов через столичные аэропорты в принципе не интересно. «Аэрофлоту», с одной стороны, пытаются навязать убыточные маршруты, а с другой стороны, требуют дивиденды. Но это взаимоисключающие задачи! «Аэрофлот» как-то пытается маневрировать и придумывать такие варианты, чтобы выполнять государственные поручения при минимальных затратах. Да, «Аэрофлот» что-то сделает, но это будет, к сожалению, для галочки», — предположил собеседник «Шторма».


По его словам, основная причина, почему большинство региональных рейсов выполняется через Москву, — это недостаток самолетов нужных параметров. «В Европе было перепроизводство самолетов, и было решено использовать их для региональных авиаперевозок, чтобы они не стояли без дела, — рассказал Адамидов. — Были придуманы способы, как их относительно выгодно можно использовать. Было также очень сильно упрощено регулирование. Самолеты, по сути, превратились в маршрутные такси: прилетел, разгрузил, улетел. У нас в России пилот [после каждого перелета] 40 минут заполняет какие-то бумаги, не говоря уже о том, что у нас в принципе не хватает пилотов».


Российская авиапромышленность должна выпускать не только крупные авиалайнеры, но также «новые, неприхотливые самолеты, которые смогут садиться даже на грунт». «Сейчас вроде озаботились этой проблемой, но пока все стоит на месте, — посетовал Адамидов. — Сейчас у [небольших] компаний не так много самолетов, Россия производит их сравнительно мало, и не совсем те, которые нужны для региональной авиации». Существующие в России компании-лоукостеры таковыми в европейском понимании этого слова вовсе не являются, поскольку в большинстве случаев дотируются основными акционерами и не могут существовать самостоятельно, отметил Адамидов.


Государство должно в значительной степени либерализовать систему регулирования всего авиарынка, в том числе и для региональных аэропортов и перевозчиков. «Только в этом случае можно было бы добиться того, чтобы большинство рейсов не выполнялись через Москву, — заявил Адамидов. — Понимаете, авиация — это вообще не самый выгодный бизнес. Сейчас есть определенная неправильная модель у нас в стране: компания берет в лизинг самолет под двузначную ставку; керосин можно купить только у монополиста по завышенным ценам, и, условно, билет из Находки в Магадан стоит так дорого, что дешевле долететь до Сеула».


«Если мы ставим перед собой задачу транспортного обеспечения авиаперевозок, то, соответственно, нужны льготные ставки по лизингу, простые условия регулирования, доступный вход на рынок для новых компаний», — добавил аналитик.


Гендиректор челябинского Центрального агентства воздушного сервиса Галина Вейсер отметила корреспонденту «Шторма», что государство должно дотировать региональных перевозчиков, опираясь на модель, которая уже есть. «Некоторые регионы уже дают субсидии, что делает региональные перевозки выгодными. Например, у региональных компаний «Урал» или «Ямал» есть самолеты вместимостью 50 кресел, и они готовы выполнять перелеты в регионах. Разумеется, субсидирование нерентабельных направлений — это правильно», — сказала Вейсер.


Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта заявил, что к 2024 году в РФ половина всех региональных авиарейсов должна выполняться напрямую. Эта задача была обозначена президентом в качестве одной из первоочередных.