St
После смерти Елены Греминой судьба Театра.doc под вопросом
close

После смерти Елены Греминой судьба Театра.doc под вопросом

Драматург скончалась утром 16 мая в Боткинской больнице

Директор и одна из основательниц Театра.doc Елена Гремина скончалась на 62-году в реанимации Боткинской больницы. Причиной смерти стала сердечная и почечная недостаточность. Гремина ушла из жизни вслед за своим мужем — худруком Театра.doc Михаилом Угаровым, который скончался 1 апреля от сердечного приступа. Театр.doc существует на некоммерческой основе и имеет достаточно непростые отношения с российской властью. После смерти двух его основателей существование проекта под вопросом. 


«Невозможно предположить, что будет с театром. Хотя, конечно, все ребята, которые в этом театре работали и воспитаны им, хотят его сохранить. А как будут складываться дальше дела [неизвестно]. Здесь дело в какой-то внутренней энергии, которой им или всем нам хватит или не хватит... Там очень много талантливых ребят, но, кроме таланта, для того чтобы все годы сосуществовать с этим театром, нужны были... и харизма, и невероятная стойкость, которая была... очень естественной. И Мише [Угарову], и Лене [Греминой] было понятно, что по-другому нельзя», — сказала «Шторму» член Союза кинематографистов России Марина Разбежкина.


Режиссер отметила, что Гремина и Угаров обладали особым ощущением свободы: она была для них естественным состоянием. Они не предполагали, что можно «с кем-то согласиться или уступить», но не потому, что были «революционеры и борцы», а потому что не видели для себя другого пути, поделилась Разбежкина. Она подчеркнула: после ухода Греминой и Угарова на поддержку государства для Театра.doc «не просто наивно» рассчитывать. О этом «даже никто не думает».


«Взять от [государства] деньги — это все равно что взять деньги от убийц... Именно это государство и его действия послужили тому, что эти два талантливых человека так быстро ушли: сердечный приступ, почечная недостаточность — это все да, но все это так просто не случается. Когда мы познакомились лет 15 назад, [Гремина и Угаров] были людьми здоровыми... И это продолжалось долго, пока государство не вступило с этим маленьким театром в какие-то невероятные [конфликтные] отношения», — заявила Разбежкина.


Театральный критик Глеб Ситковский ранее сказал Business FM, что в смерти Греминой и Угарова «отчасти виновны все те, кто желал смерти» их проекту, «кто травил театр, все, кто заставлял его переезжать с места на место». Он отметил, что супруги «совершили настоящую революцию» в театральной сфере и вели себя «как настоящие герои».


«Они мужественно с [давлением] боролись, мужественно этому противостояли. Но силы человеческие не бесконечны, поэтому я думаю, что и тот, и другой просто надорвались», — резюмировал Ситковский.


Режиссер Виталий Манский в разговоре с «Дождем» также заявил, что Театр.doc испытывал давление. Он напомнил, как в декабре 2014 года московская полиция прервала показ фильма об украинском Майдане (мероприятие проводилось в поддержку отбывающего срок режиссера Олега Сенцова). Тогда Гремина и Угаров сообщили, что после визита сотрудников правоохранительных органов в театре царил настоящий «разгром». 


«Это действительно жесткие, варварские действия властей, которые просто уничтожают все на своем пути… Смерть Лены — это убийство, а убийцей в данном случае выступает система… С ее уходом если не ушла эпоха, то ушла какая-то искренняя интонация и честность человеческого поступка, без которых все бессмысленно», — отметил Манский. 


О смерти Елены Греминой одной из первых сообщила журналистка и правозащитница Зоя Светова в своем Facebook. Позднее эту информацию подтвердил «Новой газете» сын директора Театра.doc драматург Александр Родионов. Российская актриса и режиссер Анастасия Патлай рассказала в беседе с «Пятым каналом», что Гремина тяжело переживала уход своего мужа: ее здоровье резко ухудшилось после его смерти.


Режиссеры, журналисты и многие интернет-серферы восприняли кончину Греминой как личное горе. Они вспоминают ее «мудрую веселость», уверенность и внутреннюю силу. Известно, что, несмотря на уход директора, Театр.doc не будет менять афишу. «Когда скончался Михаил Угаров, наш художественный руководитель, мы ничего не отменяли, поэтому и сейчас, я думаю, будет так же», — сказал сотрудник театра телеканалу «360».








Елена Гремина родилась в Москве в семье кинодраматурга Анатолия Гребнева. Она — автор пьес, основанных на документальном материале. В частности — «Сентябрь.doc» о событиях в Беслане и «Час восемнадцать» о деле Сергея Магнитского. Гремова стояла у истоков театрального движения «Новая драма», появившегося после распада СССР. В интервью журналу «Сеанс» она сказала, что художники, придерживающиеся принципов новой драмы, пытаются «честно, по мере сил и возможностей писать о сегодняшнем дне»: «У Оли Мухиной в пьесе «Ю» есть такой диалог: «Сильно собака покусала постового? — Как смогла». Вот и мы — как можем». 



Созданный в 2002 году Греминой и Угаровым Театр.doc стал не только минималистичной площадкой для самовыражения независимых художников, но и своего рода трибуной для правозащитников и журналистов, не согласных с действиями нынешней власти. На сцене театра проходили читки дневников спецкора «Новой газеты» Али Феруза и задержанного по делу о террористической группировке «Сеть» антифашиста Виктора Филлинкова, ставились спектакли о погибших журналистах Анне Политковской и Юрии Щекочихине. Участники проекта неоднократно заявляли, что они занимаются театром без политики и интересуются прежде всего историями живых людей, рассказанными от первого лица.