Катастрофа с самолетом L-410, который упал 10 октября возле города Мензелинска в Татарстане, произошла из-за системных проблем в авиационной отрасли. Причины же конкретно этой трагедии предстоит установить специальной комиссии, не исключено, что самолет рухнул из-за отказа двигателей. Такое мнение в беседе с Daily Storm выразил заслуженный пилот России Юрий Сытник.
«Сейчас современные летчики, которые нажимают кнопочки, и оканчивают [училища], пять лет учат английский язык, вместо того чтобы динамику полета учить, самолетовождение и другие дисциплины, которые раньше изучало наизусть старое поколение летчиков <…>. От того, какое руководство отрасли у нас в России, вот таких выпускают и пилотов. Во-первых, училища не имеют достаточно топлива, нет инструкторского состава, не хватает самолетов. <…> Эта проблема — не проблема начальника училища и не проблема тех курсантов, которые хотят и посвящают себя авиации», — сказал Сытник. Он отметил, что ответственность за состояние российской авиации несет Минтранс.
«Недоученность, пренебрежение правилами, написанными кровью летчиков тех поколений, которые прошли уже <…> все эти явления, погибли. Их товарищи написали кровью наставления по производству полетов, которые успешно похерили в Росавиации, взяли за основу американские и европейские [авиационные] правила, написали толстые, бесполезные и бестолковые книги, которые прочитать даже просто так невозможно ни специалисту, ни дилетанту. <…> С этими полуправилами летный состав до сих пор мучается», — добавил он.
«Пока за катастрофы пилотов-инструкторов, командиров эскадрилий, командиров отрядов и руководителей авиакомпаний не будут наказывать, как падали [самолеты], так и будут падать», — резюмировал Сытник.
Также он прокомментировал версию, по которой причиной падения L-410 мог стать перегруз из-за лишних пассажиров: «Перегруз на потерю скорости не влияет. А вот если бы был отказ двигателя — вот тогда наступают необратимые последствия, самолет не может разогнаться и пилоты не могут его удержать».
При этом он отметил, что дело даже не в перегрузе, а в профессионализме экипажа: «При правильном пилотировании и перегруз можно пережить. <…> А для этого нужно учить людей, как летать. <…> Надо себя как-то беречь. <…> И тот начальник, который заставляет [взлетать], что он, не знает, что за полет заплатило не 15 парашютистов, а 20 с лишним? Что, опять деньги впереди безопасности полетов?»
Также Сытник прокомментировал данные о том, что упавший L-410 эксплуатировался с 1987 года. По его словам, и 80-летний самолет может летать исправно, если его обслуживать надлежащим образом.
По уточненным данным Минздрава, в результате происшествия выжили шесть человек, всего на борту было 22 человека. Самолетом управляли 60-летний Михаил Беляев и 61-летний Александр Зыков. Как рассказал Daily Storm знакомый пилотов Сергей Щелчков, Беляев принимал участие в боевых действиях в составе Советской армии в Афганистане в 1979-1989 годах, Зыков до пенсии работал в гражданской авиации. Оба были друзьями.
В 2021 году в России произошло несколько авиакатастроф с участием L-410. В середине сентября L-410 упал в районе села Казачинское в Иркутской области. В результате авиакатастрофы погибли четыре человека, еще 12 пострадали. В конце июня самолет этой же модели разбился в Кемеровской области на взлете.
Самолет L-410 Turbolet (Л-410) чешского производства специально был разработан в 1960-е годы для внутренних воздушных линий. L-410 приспособлен для взлета с неподготовленных грунтовых, травяных, заснеженных площадок, а также с аэродромов с короткими взлетно-посадочными полосами.