Министерство экономического развития России намерено провести большую реформу технического осмотра автомобилей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в правительстве. Незаконное получение диагностических карт хотят искоренить с помощью систем видеофиксации прохождения ТО, а тех, кто все-таки попытается продать документ, ждут большие штрафы и тюрьма.
Реформа ТО, которая была проведена в 2011 году, привела к увеличению почти на 20% числа аварий, причиной которых является техническая неисправность машин, утверждают сторонники нового преобразования в кабмине. Семь лет назад правительство передало функцию выдачи диагностических карт ТО страховщикам, которые стали их активно продавать автолюбителям, заботясь лишь о формальном соблюдении правила, по которому получить полис ОСАГО можно, только имея на руках карту ТО.
Сейчас предлагается создать Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО), которая будет содержать всю информацию по техосмотру. Оператором этой системы будет Российский союз автостраховщиков (РСА). ЕАИСТО намерены также подключить к системе видеофиксации нарушения ПДД. То есть камеры, установленные на дорогах, будут в автоматическом режиме проверять конкретный автомобиль на предмет прохождения им ТО. Если у машины просроченная диагностическая карта, будет выписываться штраф – 800 рублей.
Старую порочную практику покупки диагностической карты у страховщиков без прохождения самого ТО намерены также победить с помощью видеокамер, которые будет установлены на станциях техосмотра. Если кто-то попытается незаконным образом изменить базу данных ЕАИСТО, то в его отношении будет заводиться уголовное дело. Максимальный срок для нарушителей – четыре года тюрьмы.
Главред журнала «За рулем» Артур Саруханов сказал корреспонденту «Шторма», что реформа ТО нужна, но проводить ее нужно без свойственного чиновникам головотяпства. «Сама по себе идея реформы ТО – здравая. Сейчас этот процесс реализован плохо. Все покупают диагностические карты вместе с полисами ОСАГО, – отметил Саруханов. – И понятно, что здесь нужно если не ужесточать, то хотя бы четко прописать регламент прохождения ТО и ввести ответственность за его нарушение».
«Говорить сейчас, насколько эффективной в итоге окажется реформа, невозможно. Но если говорить об опыте соседней Белоруссии, где еще раньше была внедрена похожая система, в том числе видеофиксации прохождения ТО, то там достаточно строго следят за выполнением этих правил. Если у нас в России мы сможем тоже добиться четкого контроля, то коррупции здесь не будет», – добавил Саруханов.
Технический осмотр автомобиля – это обязательная проверка состояния транспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности. В России ТО легковых машин, эксплуатируемых менее трех лет, проводят каждые 36 месяцев; более старые автомобили должны осматриваться ежегодно. В частности, у автомобилей проверяется рулевой механизм, соответствие выхлопов двигателя экологическим стандартам, исправность световых приборов и другие показатели.
В некоторый странах мира понятия ТО нет в принципе. Например, в США обязательное прохождение техосмотра прописано в законодательстве только несколько штатов Восточного побережья. В Германии, Японии и Австрии техосмотр обязателен только для машин, которые эксплуатируются более трех лет.