Интернет-компании не смогли приступить к исполнению положений «закона Яровой» о хранении разговоров и переписки пользователей: дело в том, что нет инструкций и подзаконных актов, которые объясняют, как ОРИ (организаторы распространения информации) должны выполнять постановление правительства и передавать данные правоохранительным органам. Об этом РБК рассказали источники в двух интернет-компаниях. Необходимые правила передачи и хранения информации Министерство цифрового развития подготовит к концу лета, сообщил один из собеседников РБК.
«Пока никто не начал хранение данных, так как не готовы последние уточняющие документы, которые будут разработаны Министерством цифрового развития, скорее всего, до конца лета. В этой ситуации нет ничего нового, так происходит со многими подобными законами, поэтому сейчас можно только ждать», — пояснил источник издания.
Между тем в Роскомнадзоре заявили РБК, что, по мнению ведомства, дополнительных подзаконных актов не требуется, чтобы хранить информацию. Проверок государственный регулятор пока не проводил и, соответсвенно, не выявил нарушений в работе ОРИ.
ОРИ обяжут использовать специальное оборудование для систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), говорится в проекте приказа Минкомсвязи о требованиях к оборудованию и программно-техническим средствам, которые нужно будет использовать для хранения информации. РБК уточняет, что интернет-компаниям с аудиторией более 500 тысяч пользователей придется потратить около 20 миллионов рублей на необходимую технику.
«Фактически от ОРИ требуют закупить какое-то вполне определенное оборудование у вполне определенных производителей, но непонятно зачем — уже сейчас необходимые для ОРД данные ими хранятся, и вызывает сомнения целесообразность дублирования уже существующих хранилищ. Кроме того, у разных ОРИ разная техническая архитектура, то есть и установить оборудование единого образца не получится», — отметила директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова в разговоре с РБК.
Пакет антитеррористических поправок (два закона, соавтором которых является депутат Госдумы Ирина Яровая), вступивший в силу 1 июля, предполагает хранение записей аудиозвонков с мобильных телефонов в течение полугода. С 1 октября 2018 года все операторы в течение месяца должны будут хранить также текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения, которые абоненты передают друг другу через интернет.
Оба закона были приняты в 2016 году. Еще на стадии обсуждения законопроекты встретили ожесточенную критику как со стороны экспертов в IT-отрасли, так и со стороны рядовых пользователей интернета и сотовой связи. Некоторые отмечали, что новые законы — это попрание основ Конституции России, в которой прописано право на конфиденциальность частной переписки. Другие отмечали гигантские суммы, которые придется потратить российским сотовым операторам и интернет-провайдерам, чтобы выполнить предписания нового закона.
В апреле 2017 года Российский союз промышленников оценил общие затраты для выполнения новых правил в 10 триллионов рублей. В ФСБ и Минкомсвязи назвали сумму почти в два раза ниже — 4,5 триллиона рублей.