Россию не устраивает, что в Восточной Азии у нее есть только один большой партнер — Китай. В Японии многих политиков раздражает слишком сильное влияние США и потеря контроля над ситуацией на Корейском полуострове. Предложение японского правительства Москве подключиться к созданию денуклеаризационного фонда и возобновление дискуссии о строительстве моста с Сахалина на Хоккайдо — сигналы о готовности к более тесному сотрудничеству по всем направлениям, о чем «Шторму» рассказали опрошенные политологи-востоковеды.
Проблема ядерного разоружения Северной Кореи фактически решается без участия Москвы и Токио, несмотря на то что оба государства входят в шестистороннюю комиссию по денуклеаризации. Если развитие ситуации на Корейском полуострове в обозримой перспективе пойдет по американскому сценарию с последующим созданием экономической связки КНДР — Южная Корея — США, Япония потерпит серьезное дипломатическое поражение, и в Токио предпринимают попытки перехватить инициативу.
«Япония хочет активизироваться в обсуждении вопросов по денуклеаризации Северной Кореи, — сказал корреспонденту «Шторма» старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. — Японцы оказались отодвинутыми в строну… Токио пытается выдвинуть инициативы. Одна из них — это создание [денуклеаризационного] фонда. Но какие шансы она имеет на реализацию — большой вопрос».
Москве не интересно участие в проектах, которые съедают, а не создают деньги. Однако «Россия будет продолжать очень аккуратно диверсифицировать свои отношения на Дальнем Востоке», убежден профессор Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Алексей Маслов. «То есть, не отходя от Китая, Россия будет перенастраивать отношения с Японией, Южной Кореей и другими странами АСЕАН. Поскольку иметь только одного партнера в этом регионе очень опасно», — считает собеседник «Шторма».
Япония также «прощупывает почву», но делает это предельно аккуратно, чтобы не поссориться с США, отметил Маслов. Свидетельством является активизация двусторонних контактов по линии Москва — Токио в течение последних месяцев.
«Объявлено, что в ближайшее время пройдет встреча представителей российского и японского правительств в формате «2+2»: министры иностранных дел и обороны, — напомнил политолог. — Буквально в мае Россия и Япония подписали несколько очень важных двусторонних документов о взаимодействии в самых разных сферах, в том числе в развитии систем умных городов, в области высокотехнологичного медицинского оборудования и даже почтового сотрудничества».
Подталкивает Россию к активизации сотрудничества с Японией и неопределенность перспектив отношений с Китаем. По словам Маслова, главная проблема в российско-китайских отношениях — «это очень глубокое недопонимание с обеих сторон, чего мы в итоге хотим»: «Китай [раздражает], когда Россия всякий раз крайне болезненно воспринимает любые попытки Китая усилить экономической влияние на РФ. В свою очередь Москва совершенно не понимает тех политических изменений, которые сейчас происходят в Пекине, и к каким последствиям они могут привести».
Несмотря на определенные сложности во взаимоотношениях России и Китая, а также желание Японии высвободится из-под влияния США, создание полноформатного союза между Москвой и Токио вряд ли возможно. Важнейшее препятствие для этого — экономические риски России при возможном ухудшении связей с Китаем, считают оба опрошенных эксперта. По этой же причине политологи назвали маловероятным строительство моста с Сахалина на Хоккайдо.
В Японии также не готовы пойти на более тесный контакт с Россией без решения проблемы Курильских островов, даже несмотря на то, что нынешний премьер-министр Синдзо Абэ фактическим выступает сторонником российской позиции, которая заключается в том, что сначала необходимо развивать экономические отношения, а принадлежность островов обсуждать потом.
Возможность присоединения Поднебесной к новому альянсу Москвы и Токио также маловероятна, объяснил Маслов: «Если Россия и Япония действительно создадут какой-то альянс, то Китай почти наверняка к нему не присоединится, поскольку у него есть свой проект — «Один пояс и один путь». Подключение к какому-то чужому союзу будет восприниматься в Китае как дипломатическое поражение».
Оба эксперта, однако, подчеркнули, что Россия и Япония все равно продолжат сотрудничество по насущным экономическим вопросам, поскольку страны крайне заинтересованы в налаживании бизнес-связей.