Россия подала в Европейский суд по правам человека первую в своей истории межгосударственную жалобу против Украины по событиям с 2014 года. Москва выдвинула Киеву десять основных претензий — от дискриминации русскоязычного населения до крушения рейса MH17 в июле 2014 года.
В пресс-службе Генпрокуратуры РФ подчеркнули, что жалоба относится к событиям, последовавшим за насильственной сменой власти на Украине в феврале 2014 года. В ведомстве пояснили: обращение в Страсбург подано Москвой с целью «привлечь внимание Европейского суда и всего мирового сообщества к грубым и систематическим нарушениям прав человека украинскими властями», а также заставить Киев «провести надлежащее расследование и немедленно привлечь виновных лиц к ответственности».
В списке претензий в адрес Украины десять пунктов. Среди них — ответственность украинских властей за гибель мирного населения, незаконное лишение свободы и жестокое обращение с людьми, в том числе на Майдане в Киеве, в Доме профсоюзов в Одессе в 2014 году и в Донбассе во время проведения так называемой антитеррористической операции.
Генпрокуратура указала, что власти Украины в течение семи лет «поощряли и покрывали» действия радикалов и «националистический террор», обернувшийся войной на юго-востоке страны. Сами военные действия, как утверждает Москва, сопровождаются многочисленными нарушениями: похищениями граждан, нападениями на гуманитарные конвои, «беспорядочными обстрелами» гражданской инфраструктуры, пытками. Действия Украины нарушают ряд статей Конвенции о правах человека, считают в Генпрокуратуре.
В частности, в материалах ведомства сообщается, что украинские военные из батальона «Айдар» похитили россиянина при обстреле гуманитарного конвоя. «До настоящего времени местонахождение данного гражданина неизвестно», — говорится в документе. Уточняется, что независимое и эффективное расследование Киевом проведено не было.
«Генеральной прокуратурой Украины запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации о правовой помощи по уголовному делу, возбужденному российскими следственными органами, оставлен без исполнения», — добавили в в ведомстве.
Среди других нарушений, совершенных Украиной, также указывается «практика подавления свободы слова и преследования инакомыслящих» путем запрета работы СМИ и журналистов; дискриминация русскоговорящего населения и вытеснение русского языка из общественной сферы; дискриминация российского бизнеса.
В еще одной группе нарушений содержатся: лишение жителей Донбасса возможности участия в выборах в центральные органы власти; блокирование Северо-Крымского канала «как основного источника пресной воды для жителей Крымского полуострова»; нападения на дипломатические представительства России.
В части, касающейся крушения рейса MH17, Генпрокуратура также утверждает: всю ответственность за случившееся несет Украина «в связи с непринятием мер по закрытию своего воздушного пространства». «Государство-ответчик не провело независимого и эффективного расследования обстоятельств незакрытия ответственными должностными лицами воздушного пространства. Украиной представляются сфабрикованные доказательства с целью переложить свою вину за эту авиакатастрофу на Россию», — указывается в приложении к пресс-релизу.
Всего в поданной Россией жалобе говорится о нарушениях по 10 статьям Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней, в том числе о праве на жизнь (статья 2), о запрещении пыток (статья 3), о праве на свободу и личную неприкосновенность (статья 5), о свободе выражения мнений (статья 10), об уважении к частной и семейной жизни (статья 8), о запрещении дискриминации (статья 14), о праве на беспрепятственное пользование имуществом и защиту собственности (статья 1 протокола 1), о праве на образование (статья 2 протокола 1), о праве на свободные выборы (статья 3 протокола 1), а также о праве на эффективную правовую защиту (статья 3).
Судья ЕСПЧ от России Дмитрий Дедов напомнил, что Грузия и Украина подали в Страсбург «свыше десятка жалоб» на РФ. В беседе с «Интерфакс» он предположил, что жалоба России будет рассматриваться в суде не один год. Дедов убежден, что ЕСПЧ проведет независимое и беспристрастное расследование по материалам, направленным Москвой, а прогноз по делу будет «интересный». Он считает, что «в данном случае решается стратегическая задача: атаковать именно в ЕСПЧ, сколько же можно там защищаться».