В Сбербанке предупредили, что мошенники нашли новый способ выманивать деньги у россиян: они начали использовать подставные розыгрыши в популярных мессенджерах. «Организаторы конкурса» предлагают оплатить комиссию для получения «приза», выманивая у граждан не только деньги, но и платежные данные.
«Злоумышленники объявляют о конкурсе в Сети, якобы организованном популярными программами для переписки. Если человек переходит по ссылке, то попадает на фишинговый сайт, где написано, что призовой фонд акции составляет один миллион долларов»,— указывается в сообщении банка.
Затем пользователям предлагается выбрать одно из популярных приложений для общения. Позднее сайт выдает размер приза, который обычно варьируется от пяти до 10 тысяч долларов. Когда человек переходит в чат с «администратором», то получает сообщение о попадании якобы в топ-100 пользователей соцсети — обладателей денежных призов.
Однако бот сообщает, что из-за запрета на переводы в иностранной валюте в России выигрыш жертва должна конвертировать в рубли, и таким образом заплатить небольшую комиссию. Для этого жертве предлагают ввести платежные данные: номер карты, имя держателя, срок действия и трехзначный CVC-код. В результате мошенники получают не только комиссию от пользователя, но и платежную информацию для использования в будущем.
«Если для участия в конкурсе необходимо оплатить «комиссию» или «взнос», делать этого не нужно ни при каких обстоятельствах. Об этом просят только мошенники. Помните, что при конвертации валюты комиссию не нужно оплачивать отдельно, она взимается автоматически. Более того, если речь идет о зачислении приза, все организационные расходы должен брать на себя организатор», — сообщил РИА Новости зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
Ранее Центробанк сообщил о появлении новой схемы телефонного мошенничества: злоумышленники звонят клиентам банков, называются полицейскими и говорят, что в отношении собеседника возбуждено уголовное дело. Таким образом обманщики пытаются получить доступ к данным, которые нужны для кражи денег. Регулятор напомнил: нельзя называть незнакомым людям по телефону какие-либо персональные данные или данные карточки.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее заявил, что депутаты следующего созыва должны рассмотреть вопрос об ужесточении наказания для телефонных мошенников. По словам Володина, текущая мера наказания (до пяти лет тюрьмы) недостаточно жесткая. Он также отметил, что в отдельных случаях финансовые потери граждан должны компенсировать банки, клиенты которых в 2020 году потеряли в общей сложности около девяти миллиардов рублей.
«В прошлом году аферисты и онлайн-мошенники похитили почти 150 миллиардов рублей. <...> Сумма сопоставима с годовым бюджетом Ставропольского края. Кроме того, стремительно растет число хищений со счетов клиентов банков. Мошенники уговаривают жертву выдать им данные банковской карты, после чего с нее списываются деньги», — заключил Володин.
Политик отметил, что в подобной ситуации недостаточно только информировать граждан об опасности со стороны злоумышленников, а нужно также совершенствовать банковские процедуры и регламенты.
Володин также перечислил способы, которыми пользуются мошенники, чтобы заполучить чужие деньги. Среди них: ложное сообщение о попавшем в беду родственнике с требованием перевести деньги; СМС с просьбой перезвонить на указанный номер (при выполнении звонка со счета списываются деньги); телефонные вирусы; фальшивый выигрыш в лотерею с требованием предоставить данные банковской карты; подключение эксклюзивных услуг; просьбы перевести небольшую сумму.