Министры юстиции Латвии и Эстонии 21 августа подписали совместную декларацию, в которой отмечается возможность взыскания компенсации с России за время, когда республики были в составе СССР. За последние 100 лет финансовые репарации другим странам выплачивали только государства, потерпевшие поражение в мировых войнах: Германия, Япония и их союзники во Второй мировой войне. Преступность всей политики Третьего рейха была подтверждена на Нюрнбергском трибунале, а сумму определили страны Антигитлеровской коалиции. Против руководства СССР никаких разбирательств на международном уровне, например в ООН, не было, хотя за 27 лет после 1991 года представители трех прибалтийских республик неоднократно поднимали вопрос о взыскании с Москвы долга за «советскую оккупацию».
Известно, что официальные заявления политиков во всем мире далеко не всегда совпадают с настроениями народа. В Прибалтике лидеры общественного мнения часто ярко или болезненно реагируют на новости, связанные с советским прошлым. При этом на широкие и глубокие вопросы — чем был СССР для Прибалтики и должна ли в принципе современная Россия нести ответственность за действия советской власти — у общества в этих странах нет однозначного ответа.
Прибалтийские политики в основном, напротив, уверены в том, что на Россию нужно оказывать давление и требовать компенсации. Власти Латвии, например, оценили ущербот «оккупации СССР» в 185 миллиардов евро. Об этом говорилось в докладе комиссии по подсчету ущерба за подписью латвийского премьер-министра Валдиса Домбровскиса, который был опубликован еще в 2016 году, однако и после этого Латвия дальнейших шагов не делала — до подписания совместной эстонско-латвийской декларации 21 августа.
В России раскритиковали совместный документ латвийского и эстонского правительств. Депутат Госдумы, глава комитета по международным делам Леонид Слуцкий связал его появление со стремлением властей прибалтийских стран «идти в русле вашингтонской политики».
«Сейчас мы наблюдаем новый виток, связанный с геостратегическим противостоянием России и Запада, с попыткой Вашингтона максимально демонизировать и маргинализировать Россию, — написал он в своем Telegram-канале. — Здесь наши прибалтийские «друзья» пытаются идти в русле вашингтонской политики, которая очевидным образом, если прислушаться к выступлениям министров иностранных дел и отдельных политиков в сейме Латвии и рийгикогу, парламенте Эстонии, связана с нарастанием антироссийской риторики в Вашингтоне».
Латвийский политолог и историк Виктор Гущин сказал «Шторму», что большая часть латвийского политического истеблишмента действительно придерживается реваншистских настроений, однако в целом мнения жителей бывшей советской республике в этом вопросе разделились.
«Надо признать, что благодаря активной промывке мозгов латышскими СМИ часть латышского народа достаточно активно поддерживает идею о компенсациях [с России], — сказал Гущин. — Понятно, что русскоязычная часть Латвии негативно относится к подобного рода вещам, указывая на то, что власть пытается переключить внимание общества с насущных и актуальных проблем на какие-то мифические».
Критикуют СССР не только в Прибалтике: в России и других бывших советских республиках многие отрицательно относятся к социалистическому прошлому своих стран. Антисоветская риторика прибалтийских политиков, постоянно транслируемая в СМИ, находит отклик в том числе и у представителей местной творческой элиты. Критики Союза приводят железные аргументы: фактически за репрессии в отношении них самих или их родственников так никто и не понес никакой ответственности.
Советский и латвийский артист театра и кино Ивар Калныньш философски прокомментировал вопрос о «репарациях» от России. «Я не знаю, нужно ли за это получать какие-то компенсации. Или это нужно просто забыть и не говорить об этом. Понятно, что никто не компенсирует [такие утраты]…» — сказал он.
«Вы знаете, я не смотрю телевизор и не читаю никакие новости. А что касается проблемы компенсации за годы советской власти, то позвольте вам задать встречный вопрос, — продолжил Калныньш. — Мой дядя ни за что отсидел в Воркуте. При Хрущеве в 1957 году ему дали 20 лет, а когда он отсидел 11, ему сообщили, что нет состава преступления — и поезжай-ка ты парень домой! Он больной вернулся и вскоре умер. Мой вопрос: кто здесь виноват и [кто должен нести ответственность]?.. По-бандитски [советские власти] вывели 10% народа в Сибирь на выживание или чтобы открыть какие-то рудники».
В середине августа оценку советскому периоду также дала известная эстрадная актриса из Латвии Лайма Вайкуле, заявившая, что она не испытывает ностальгии по временам СССР и распад гигантского государства не воспринимает трагически. Вайкуле тогда говорила о Советском Союзе, отвечая на вопрос, может ли она выступать в Крыму, и эти слова певицы в российском обществе вызвали бурную реакцию.
В 1940 году Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР. В официальной советской историографии это называлось добровольным вхождением прибалтийских республик в состав коммунистического государства. В современной Прибалтике на эти события есть как минимум другая точка зрения: все три независимые республики были оккупированы сталинской РККА по договоренностям с нацистами от 1939 года. Согласно секретному приложению к пакту Молотова — Риббентропа, Прибалтика входила в сферу интересов СССР.
С 1940-го 1991 год на Западе не все признавали границы СССР в Европе: например, на школьных географических картах в США три республики не отмечались как территории Советского Союза.