Сахалинская облдума обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой вынести на федеральный уровень вопрос строительства моста на Сахалин. Депутаты таким образом решили «опередить» прямую линию с Владимиром Путиным и задать вопрос, волнующий всех сахалинцев, не дожидаясь 7 июня. Зампред регионального парламента Александр Ивашов рассказал, как новое инженерное сооружение повлияет на экономику всего Дальнего Востока, и что Япония с Китаем не должны напрямую участвовать в этом проекте, а могут присоединиться к нему позднее.
Ивашов в интервью корреспонденту «Шторма» отметил, что все депутаты регионального парламента вне зависимости от партийной принадлежности «проголосовали за это обращение»: «Письмо адресовано президенту и премьеру. Мы просим рассмотреть возможность строительства такого мостового перехода».
По словам парламентария, Сахалинский мост будет одним из крупнейших «логистических проектов на всем Дальнем Востоке с мультипликативным эффектом», который приведет к изменению цен на товары и значительно снизит стоимость доставки грузов. «Уверен, что новый мост также положительно отразится на численности населения Сахалина, — выразил надежду Ивашов. — Естественно, этот мост также положительно отразится на достижении целей, изложенных в майском указе президента».
Планы построить мостовую переправу через пролив Невельского или Татарский пролив обсуждались еще в советские времена, начиная с 1930-х годов. В 2017 году Владимир Путин во время «Прямой линии» заявил, что в правительстве обсуждают этот проект, и назвал даже его ориентировочную стоимость — 286 миллиардов рублей. Вместе с тем президент отметил, что Сахалинский мост, например, по сравнению с Крымским, — куда более сложное инженерное сооружение, которое также потребует значительной модернизации прилегающей автодорожной и железнодорожной инфраструктуры.
Ивашов сказал, что сам проект моста (или туннеля) еще не принят, и назвать более точную стоимость проекта пока невозможно, но указал на возможный источник финансирования. «Это [проект строительства и все расчеты] — плоскость, которой уже должны заняться органы федеральной власти... Я знаю, что определенная работа в этом направлении уже проводится по линии РЖД. Одним из источников финансирования мы предлагаем сделать отчисления, которые область делает в федеральный бюджет».
Представитель регионального парламента напомнил, что в свое время жители Сахалина с негодованием восприняли тот факт, что определенная часть денег, получаемых областью от продажи углеводородов, забирается федеральным центром, и Сахалинский мог бы стать «неким компромиссом, который устроит всех: и федеральный центр, поскольку это отвечает интересам государства, в том числе на международной арене, и Сахалинскую область, поскольку мост улучшит качество жизни местного населения».
Ивашов также исключил превращение строительства Сахалинского моста в международный проект в полном смысле этого слова. «Теоретически это возможно. Формы такого сотрудничества в мире есть. Однако сегодня, принимая этот документ [обращение к президенту и премьер-министру], мы не оглядывались на возможность превращения этого проекта в международный. Думаю, что наша страна изначально должна сама запустить эту стратегическую стройку, и если потом у наших соседей возникнет какой-то интерес [к этой стройке], можно будет рассмотреть и предложения», — сказал парламентарий.
Однако начало строительства Сахалинского моста может значительно активизировать другие амбициозные строительные проекты в регионе, заключил Ивашов: «Возможно, что новый мост на Сахалин естественно положительно скажется на обсуждении проекта вместе с нашими соседями [Японией] вопроса о строительстве каких-то сооружений между Хоккайдо и Сахалином».
Автомобильная часть крупнейшего в России Крымского моста была торжественно открыта в мае 2018 года. Переправа является частью автострады А290 (Керчь — Тамань) и трассы «Таврида» Р260 (Керчь — Симферополь — Севастополь). Длина автомобильной части моста составляет 16,9 километра, а железнодорожной — 18,1 километра.