Первые полтора часа с момента взрыва в шахте «Листвяжная» в Кемеровской области горняки были предоставлены сами себе — на месте ЧП не было ни спасателей, ни врачей. Все это время шахтеры помогали пострадавшим коллегам самостоятельно. Об этом РБК сообщил машинист Сергей Жуланов с «Листвяжной».
«Просто шахтерское братство наше. Они [шахтеры] видят эту ситуацию и помогают друг другу, потому что каждый может оказаться на этом месте», — сказал Жуланов.
Его коллега, машинист Артем Симон, также рассказал об усилиях по спасению шахтеров: «Напарник на себе парня из первой смены выносил. Увидели без сознания парня и потащили его в гору. Навстречу — еще четверо с включенными самоспасателями. Падали на колени, потому что воздуха не хватало».
Самоспасатели, которые упомянул Симон, — это средство для защиты человека от вредных веществ в случае чрезвычайной ситуации. На «Листвяжной» они должны были действовать пять часов, при движении — два часа, но при ЧП в шахте эти приборы подвели горняков: «Эти самоспасатели работали по 10 минут, как мы обнаружили. Их не проверишь — они одноразовые».
По его словам, в первые полтора часа на место происшествия приехал только шахтовый медик. Первые бригады скорой начали прибывать лишь в 07:00 мск (авария произошла в 04:51 мск), до этого горняки лежали на земле без сознания.
Ранее горняки рассказали, что руководство шахты постоянно занижало реальные показатели концентрации метана под землей. По их словам, из-за грубых нарушений правил безопасности авария на объекте была лишь вопросом времени.
Взрыв и задымление произошли в кузбасской шахте «Листвяжная» утром 25 ноября. В момент происшествия на объекте находились 285 человек, большую часть из них удалось спасти. Пострадали свыше 60 человек, большинство из них госпитализированы. Погибли 46 шахтеров и пять спасателей. Изначально МЧС сообщало о 52 погибших, но позже спасатели нашли еще одного выжившего — своего коллегу Александра Заковряшина.
Следственный комитет возбудил два уголовных дела по статьям о нарушении норм промышленной безопасности и халатности, которая повлекла гибель людей. 27 ноября суд арестовал пятерых обвиняемых: директора «Листвяжной» Сергея Махракова, его заместителя Андрея Молостова, инспекторов Ростехнадзора Сергея Винокурова и Вячеслава Семыкина и начальника участка шахты Сергея Герасименка. Махраков, Молостов и Герасименок обвиняются в нарушении норм промышленной безопасности, Винокуров и Семыкин — в халатности. Никто из них пока не признал вину.