Желание Польши арестовать трех российских диспетчеров, работавших в день крушения самолета Ту-154 с президентом страны Лехом Качиньским на борту, нереально. Об этом заявил Daily Storm глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Он призвал Варшаву не политизировать катастрофу под Смоленском. По мнению депутата, власти Польши таким образом пытаются заработать новые очки у Запада «на антироссийском поле». В Кремле также заявили, что негативно относятся к обвинениям Варшавы по крушению самолета с Качиньским.
«Россия однозначно заявила, что не выдаст своих граждан. Все обвинения Польши в этом деле отдают, простите, русофобским нафталином. Авиакатастрофа под Смоленском 2010 года для России является не меньшей трагедией, мы скорбим вместе с польским народом, но выступаем исключительно против ее политизации, — сказал Слуцкий. — Нынешние польские власти, к сожалению, идут на все, чтобы заработать новые очки у западной метрополии на антироссийском поле».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признался, что не в курсе, обращалась ли Польша в Генпрокуратуру РФ по вопросу ареста смоленских авиадиспетчеров по делу о крушении Ту-154. Однако Песков отметил, что Кремль негативно относится к требованиям Варшавы об аресте трех россиян. «В целом, концептуально <…> скажу так: относимся негативно», — заключил пресс-секретарь главы государства.
Сенатор Франц Клинцевич заявил телеканалу «360», что, намереваясь арестовать диспетчеров, Польша пытается таким образом «заработать на русофобии». Подобную политику Клинцевич посчитал безумием, поскольку заявления делаются на высоком уровне, и люди не боятся себя дискредитировать.
«Все же знают, в том числе и международная комиссия, что диспетчер запретил садиться, дал команду уйти на запасной аэродром, куда ушли и наши самолеты. Есть переговоры, как принимались решения, как разговаривал главком ВВС Польши с командиром корабля, заставляя его садиться», — заключил Клинцевич. Трагедии, по мнению сенатора, можно было избежать, если бы командир следовал летным инструкциям. В таком случае, возможно, «все остались бы живы», считает Клинцевич.
17 сентября следственная группа Национальной прокуратуры Польши обратилась в окружной суд Варшавы с ходатайством о временном аресте трех авиадиспетчеров. Поскольку диспетчеры смоленского аэропорта — граждане России, Варшава не может арестовать их самостоятельно. Если польский суд удовлетворит ходатайство следствия об аресте, то их могут объявить в международный розыск.
Пресс-секретарь ведомства Эва Бялик заявила, что троих россиян подозревают в предумышленной организации авиакатастрофы. «Обвинения, которые были предъявлены диспетчерам, касаются умышленного провоцирования авиакатастрофы, повлекшей гибель многих людей», — сказала Бялик.
В 2010 году правительственный лайнер, на котором летели Качиньский, его супруга Мария и другие представители высшего эшелона власти Польши, разбился под Смоленском на военном аэродроме Северный. Ту-154, задев деревья, упал в 300 метрах от взлетной полосы. Никто из пассажиров и экипажа (всего 96 человек) не выжил.
Первая комиссия Польши по расследованию катастрофы Ту-154 признала причиной трагедии снижение лайнера ниже разрешенного минимума при посадке, невзирая на густой туман. В 2011 Межгосударственный авиационный комитет (МАК) составил отчет, в котором крушение Ту-154 объяснили решением экипажа не уходить на запасной аэродром.
С 2012 года в польских СМИ появились версии, что на борту лайнера произошел взрыв. В 2016 году Варшава отказалась от результатов первой комиссии и решила провести новое расследование. Была также проведена эксгумация тел погибших, включая Качиньского.
В МИД РФ и СКР посчитали версию со взрывом «иррациональной». В Следственном комитете напомнили, что следов взрывчатки на фрагментах Ту-154 и останках погибших не обнаружено, а к авиакатастрофе привели ошибочные действия пилотов. В ведомстве также отметили, что выполнили более 40 запросов Варшавы во время расследования инцидента.