Совладельцы группы компаний «Сумма», братья Зиявудин и Магомед Магомедовы, передали французской полиции «финансовые документы об отмывании денег» российским сенатором Сулейманом Керимовым, сообщает близкий к руководству ФСБ источник «Дождя». После этого в Ницце в ноябре прошлого года задержали Керимова. Именно передача компромата на сенатора стала «решающим фактором» для обвинения братьев Магомедовых в организации преступного сообщества и хищениях госсредств, рассказывают собеседники издания в ФСБ, а также близкие к окружению Керимова и Магомедовых.
Адвокат Зиявудина Магомедова Александр Гофштейн утверждает, что у него нет никакой информации о противостоянии Магомедовых и Керимова. Гофштейн назвал «чушью» версию о том, что совладельцы «Суммы» передавали что-либо французской полиции.
Однако близкий к Керимову источник издания утверждает: президенту России Владимиру Путину не понравилось, что братья Магомедовы передали компромат на российского сенатора Франции. «Вот так вот сдать Сулеймана! Это не понравилось Владимиру Владимировичу, он не любит, когда наши граждане разборки друг другу устраивают за границей», — сообщает он.
Собеседник журналистов в ФСБ сообщил, что решение о возбуждении уголовного дела против совладельцев «Суммы» принималось «на самом верху». По его словам, дело против Магомедовых «стало ответом на их действия во Франции».
«Они [Магомедовы] должны были сразу все понять, когда Керимов еще зимой прилетел в Москву, но почему-то промедлили. Но они действительно собирались уехать из страны. Их уже самолет ждал до Майами с заправленным баком. Теперь их уже никто не отпустит», — сообщает близкий к совладельцам «Суммы» собеседник издания.
В 2016 году между Сулейманом Керимовым и Зиявудином и Магомедом Магомедовыми началось противостояние за Махачкалинский морской торговый порт, писал РБК. С 2010 года его директором был Ахмед Гаджиев, близкий друг Керимова. СМИ называли именно Керимова настоящим бенефициаром порта. В мае 2016-го Росморречфлот провел конкурс и назначил нового руководителя, Андрея Гормаха, который считается ставленником Зиявудина Магомедова. До назначения на должность директора порта Гормах был первым замруководителя «Объединенной зерновой компании» (ОЗК), входившей в «Сумму».
Противостояние между сенатором и совладельцами «Суммы» длилось почти год — порт даже захватывали бойцы ММА, пишет «Дождь». Братья Магомедовы «решили разобраться» в ситуации и передали «финансовые документы об отмывании денег Керимовым французской полиции», чтобы инициировать против него уголовное дело, утверждает источник издания в ФСБ. Близкий к Магомедовым собеседник уточняет, что документы братья передали через своего партнера по бизнесу Давида Каплана. Именно после этого, в ноябре 2017 года, в Ницце задержали российского сенатора.
Сулеймана Керимова без дипломатического паспорта задержали в аэропорту Ниццы вечером 20 ноября 2017 года. Прокурор Ниццы Жан-Мишель Претр тогда сообщил, что российский сенатор обвиняется в уклонении от уплаты налогов на сумму около 400 миллионов евро путем занижения стоимости недвижимости. 28 июня 2018-го Претр рассказал, что статус Керимова в уголовном деле сменили с «обвиняемого» на «свидетеля-ассистента» (témoin assisté). В правоприменительной практике Франции это промежуточный статус между свидетелем и обвиняемым.
Следствие полагало, что российский сенатор, используя непрозрачные схемы, купил пять вилл в престижном районе мыса Антиб, одну из них он позднее продал. В правоохранительных органах предполагали, что стоимость вилл была значительно занижена, что помогло Керимову скрыть от французских налоговых органов 400 миллионов евро. Пресс-служба Совета Федерации с самого начала заявляла о невиновности сенатора, а сам Керимов настаивал, что может доказать несостоятельность предъявленных ему обвинений.
Председатель совета директоров группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов и его брат, экс-сенатор Магомед Магомедов, находятся под арестом с 31 марта. Они, а также экс-глава входящей в структуру «Суммы» компании «Интекс» Артур Максидов обвиняются в организации преступного сообщества, которое действовало с 2010 года. По версии следствия, обвиняемые смогли похитить из федерального и региональных бюджетов около 2,5 миллиарда рублей.