Следственный комитет объединил в организованное преступное сообщество почти всех чиновников и бизнесменов, имевших отношение к группе компаний «Торэкс» из Хабаровского края. Об этом пишет «Коммерсантъ». По версии следствия, одним из руководителей ОПС был юрист Николай Шухов, представлявший интересы экс-губернатора края Сергея Фургала. Бывший глава региона в уголовном деле фигурирует, но обвинения ему пока не предъявлены.
По версии следствия, ОПС создали в конце 2018 года и в нем было три «обособленных и структурированных подразделений». Первым руководили директор входящего в ГК «Торэкс» сталеплавильного завода «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре Сергей Кузнецов и его заместитель по безопасности Дмитрий Козлов. Следствие считает, что они занимались «изготовлением фиктивных документов» для получения предприятиями группы «заведомо невозвратных» кредитов.
Следователи утверждают, что второе подразделение отвечало за бухгалтерское сопровождение махинаций. Его, по версии СКР, возглавили главный бухгалтер группы Галина Алейникова и финансовый директор группы Владимир Кармашков. Третий, «административный» отдел ОПС, был отдан в распоряжение Юрия Золочевского, занимавшего до июля 2020 года пост первого заместителя председателя правительства Хабаровского края по экономике и инвестициям.
При этом совладелец «Торэкса» Николай Мистрюков и не занимавший официальных должностей в группе Шухов представляли в ОПС интересы Сергея Фургала, заявили в Следственном комитете. Шухов, по оценке следователей, одновременно осуществлял и «оперативное руководство текущей деятельностью» ОПС. Сам Фургал, как полагают в СКР, «занимал публичные политические должности», поэтому в деятельности ОПС принимал личное участие лишь эпизодически. В частности, Фургал якобы добился «неограниченного финансирования» входивших в «Торэкс» коммерческих структур через хабаровское и московское отделения МСП-банка.
Отмечается, что, используя «авторитет и значимость занимаемых им должностей», экс-губернатор убедил председателя правления банка Дмитрия Голованова в том, что «устранит любые препятствия», которые помешают заемщикам вернуть взятые в банке кредиты.
Следователи полагают, что банкир согласился «поспособствовать извлечению ими выгоды и стал злоупотреблять своими полномочиями вопреки интересам банка». Сейчас дело Голованова выделено в отдельное производство.
В начале 2020 года ОПС, как считают в СКР, «ввело в заблуждение» руководство британской Global Metcorp. Обвиняемые пообещали компании партию металлопроката с «Амурстали», изготовили фиктивные железнодорожные накладные о доставке металла из Комсомольска-на-Амуре в морской порт Ванино и отправили заказчикам вместе с инвойсами на оплату. После этого те перечислили заводу 523 миллиона рублей.
После смены владельцев «Амурстали» предприятия — сборщики лома для завода остались под контролем руководителей ОПС. Весной 2020 года поставщики и партнеры буквально завалили завод исками. Первым обратился в арбитраж глава «Дальневосточного монолита» Аверьянов с требованием вернуть ему оставшуюся на заводе часть аванса в 305 миллионов рублей. Также «Строитель» сообщил о долге перед ним «Амурстали» за поставленный ранее металл в размере 653 миллионов рублей.
В июне 2020 года с аналогичным требованием на 298 миллионов рублей в арбитраж вышла «Скрап Фар Ист». Судьи начали рассматривать иски, и, возможно, удовлетворили бы их, если бы «8 июля 2020 года преступную деятельность группировки не пресекли сотрудники правоохранительных органов». В этот день был задержан по подозрению в организации двух убийств и покушения Фургал.
Экс-главе региона предъявили обвинение в организации убийства предпринимателя Олега Булатова и в покушении на убийство Александра Смольского, а также бизнесмена Евгения Зори. Сам Фургал вину не признает. Он считает свое дело политическим. В Хабаровске летом и в начале осени проходили акции протеста недовольных преследованием бывшего губернатора.