С 2024 года претенденты на «Оскар» в номинации «Лучший фильм» должны будут соответствовать ряду требований, связанных с наличием среди героев картины, а также в съемочной группе представителей расовых, гендерных, этнических меньшинств и инвалидов. Российские режиссеры Александр Сокуров, Владимир Хотиненко и Юрий Быков убеждены, что новые правила ограничивают свободу творчества и могут повлиять на качество фильмов. Вводя новые ограничения, американская киноакадемия использует ретроградный подход, скрытый под маской либеральности, отметил Быков.
Режиссер фильмов «Дурак» и «Завод» Юрий Быков назвал новые правила Американской киноакадемии цензурой. Он убежден, что в творчестве недопустимо навязывать какие-либо критерии отбора, политика и творчество — несовместимы. «Я считаю, что это абсолютно политическая акция, а, как известно, политика и творчество — вещи несовместимые, по крайней мере, в моей реальности», — заявил Daily Storm режиссер.
«Это не значит, что я разделяю какие-то консервативные или архаичные ценности, напротив. Но я считаю, что это абсолютно архаичный, ретроградный подход под маской либеральности, к либеральности как таковой, к сути ее, не имеющий никакого отношения. Если брать биографию киноакадемии «Оскар» и лучшие примеры того, что является кинематографом, — то там, как само собой разумеющееся, возникает и ЛГБТ-сообщество, и герои нацменьшинств — и это никогда не навязывалось», — отметил Быков.
Члены Академии, возможно, считают, что выполняет какую-то социальную функцию, но к творчеству это не имеет никакого отношения, убежден режиссер.
«Жаль, печально. Я очень люблю американское кино 70-х, которое внесло очень серьезный смысл и которое не обладало никакими ограничениями. Потом кинематограф приобрел какое-то коммерческое свойство, <…> а сейчас Американская киноакадемия, по-моему, переживает какую-то патологическую агонию, связанную просто с политикой», — добавил Юрий Быков.
Советский, российский кинорежиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Сокуров заявил Daily Storm, что новые требования для номинантов на «Оскар» у него «только улыбку вызывают». «При чем здесь тогда кинематограф? Это просто условия, которые диктует большой американский универмаг по продаже визуального товара, вот и все. На мой взгляд, это не имеет никакого отношения ни к каким обязательствам или какому-то долгу продюсеров, режиссеров», — поделился он.
Кинорежиссер Владимир Хотиненко отметил, что Американская киноакадемия «продолжила ту же логику», что и основатели Берлинского международного кинофестиваля, которые отказались от вручения премий за лучшую мужскую и женскую роли и сделали награду «гендерно нейтральной». Режиссер назвал все премии «играми», в которых каждый сам решает, принимать правила или нет.
«С моей точки зрения, мир потихоньку сходит с ума, и это [ограничения для номинантов на «Оскар»] симптомы. <...> Вместо того чтобы равными делать всех, на самом деле, происходит сужение — наоборот, наступает неравенство определенное — искусственно кто-то должен решать, не исходя из художественных достоинств, что было для премии всегда главным, а исходя из неких условно принятых правил. С моей точки зрения, это глупость, но если кто-то считает, что так можно — ну и ради бога», — высказал свое мнение Daily Storm Хотиненко.
Режиссеры напомнили, что в российской киноиндустрии тоже действуют разные требования и ограничения — и неформальные, и официальные. «Например, у нас запрещается в кинотеатрах показывать фильмы молодых кинематографистов, фильмы дипломные, курсовые и так далее. Они должны показываться только с официально цензурного разрешения. Таково распоряжение Министерства культуры», — привел пример Сокуров.
Юрий Быков отметил, что в отечественной киноиндустрии нет ограничений, похожих на социальные стандарты, которые вводит Американская киноакадемия, но существует «некий политическо-лояльный отбор». «Он достаточно известен, комментировать и детализировать его я не буду. Кто какие решения принимает и по какой причине — всем прекрасно понятно, потому что наша система вертикально построена. И построена она, прежде всего, на лояльности к существующей системе», — сказал он. И в России, и в США есть цензура, но разного рода. Одна — социально-политическая, основанная на авторитарном построении общества, а другая построена «на псевдолиберальной, но ничуть не менее архаичной системе». «В целом, всего лишь одно значение — это несвобода, и я категорически против этого. <…> Навязываться в творчестве не должно ничего», — еще раз подчеркнул он.
Для участия в 94-й кинопремии «Оскар» в 2022 году и 95-й — в 2023 году нужно будет заполнить конфиденциальную форму, в которой кандидаты отметят соответствие новым социальным стандартам. Их соблюдение для включения в категорию «Лучший фильм» станет обязательным только в 2024 году. 93-я премия пройдет 25 апреля 2021 года. Номинантов объявят 15 марта.