Мособлсуд 4 октября арестовал на три месяца врачей Елену Белую и Элину Сушкевич, обвиняемых в убийстве младенца в Калининграде. В суде объяснили Daily Storm, что медиков снова отправили в СИЗО в том числе потому, что они могут скрыться и ранее нарушали условия домашнего ареста. Суд также считает, что врачи оказывали воздействие на присяжных через СМИ, а свидетели по делу пожаловались на давление со стороны Белой. Дело об убийстве младенца рассматривается повторно. В конце 2020 года присяжные в Калининградском облсуде оправдали врачей, но прокуратура обжаловала решение и его отменили.
Судья Верховного суда 18 июня 2021 года постановил направить дело из Калининградского областного суда в Московский облсуд. Верховный суд признал, что врачи и их адвокаты освещали разбирательство через СМИ и таким образом «незаконно воздействовали на присяжных заседателей». Это в том числе послужило основанием для повторного ареста, отметили в Мособлсуде.
«Основаниями избрания судом в отношении Белой Е.В. и Сушкевич Э.С. меры пресечения в виде заключения под стражу явились <...> возможность подсудимых скрыться от суда, угрожать свидетелям по делу и иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу», — говорится в сообщении пресс-службы суда, полученном Daily Storm.
Суд пришел к выводу о возможности медиков скрыться, «учитывая личность подсудимых и тяжесть предъявленного обвинения». Также учитывалось, что у Белой и Сушкевич нет какой-либо меры пресечения, нет постоянного или временного жилья в Москве и Подмосковье.
Сейчас Елена Белая работает в роддоме №4 Калининградской области. Трое свидетелей по делу — врачи роддома, подчиненные Белой, заявили о давлении с ее стороны «в связи с их позицией и показаниями по уголовному делу в качестве свидетелей обвинения». Письма медиков предоставила потерпевшая сторона, уточняет Мособлсуд.
Элина Сушкевич заведует отделением в региональном перинатальном центре, у нее в подчинении тоже один из свидетелей по делу. Кроме того, она живет в одном городе со свидетелями, знает, где они работают и проживают. Поэтому суд пришел к выводу, что Белая и Сушкевич могут угрожать свидетелям, уничтожить доказательства или еще как-то воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Суд также учитывал, что ранее Сушкевич нарушала условия домашнего ареста. «В частности, <...> Сушкевич Э.С. с 10.07.2020 года по 26.10.2020 года широко использовала сеть Интернет, в том числе по вопросам, непосредственно относящимся к предмету судебного разбирательства по обвинению Сушкевич Э.С. в убийстве», — указывает пресс-служба Мособлсуда.
В то же время адвокат Элины Сушкевич Андрей Золотухин 6 октября заявил, что суд не выявил «никаких новых, которые бы ранее не были известны, фактов», не проводилось никаких дополнительных следственных действий. «Суд Московской области решил на себя взять роль, что ли, вышестоящей инстанции над Калининградским областным судом и решить, что нет, несправедливо тогда они находились под домашним арестом, их надо арестовать», — цитирует защитника РБК.
Золотухин 4 октября рассказал, что об избрании ареста в качестве меры пресечения ходатайствовала Генпрокуратура. Он кратко перечислил несколько оснований, из-за которых суд решил отправить врачей в СИЗО, но не отметил жалобы свидетелей-медиков на давление со стороны Елены Белой. «Суд практически все основания заложил — что они могут скрыться, что могут оказать давление в ходе судопроизводства, что им вменяют особо тяжкое преступление... В общем, все основания, какие только можно было. Но самое циничное, конечно же, на мой взгляд, это то, что особо было подчеркнуто, что обе подсудимые не проживают на территории Московской области, а ведь подсудность была изменена не по их прихоти», — сказал он «Новому Калининграду».
Белая и Сушкевич находятся в женском следственном изоляторе № 6 в московском районе Печатники. Их адвокаты собираются обжаловать решение об аресте.
10 декабря 2020 года коллегия присяжных заседателей калининградского областного суда оправдала исполняющую обязанности главврача роддома №4 Елену Белую и анестезиолога-реаниматолога областного перинатального центра Элину Сушкевич. Присяжные заявили, что сторона обвинения не смогла доказать факт преступления. На вопрос судьи, доказано ли, что 6 ноября 2018 года в роддоме №4 новорожденному ввели препарат «Магния сульфат», из-за чего ребенок скончался на месте от отравления, пять человек из восьми дали отрицательный ответ.
По данным следствия, в ноябре 2018 года жительница Калининграда родила на раннем сроке (23-24 недели) ребенка весом около 700 грамм. Обвинение предположило, что Елена Белая спрогнозировала смерть недоношенного новорожденного и решила «убить младенца» при помощи врача-неонатолога Сушкевич, введя ребенку «Магния сульфат», от чего тот скончался. Белую обвинили в организации убийства новорожденного, Сушкевич — в его убийстве.
Свою поддержку Сушкевич и Белой высказали калининградские коллеги и представители российского медицинского сообщества, а также родители малышей, которых спасли врачи. В июне 2020 года председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил вновь изучить обстоятельства уголовного дела Белой и Сушкевич. Об этом президент Национальной медицинской палаты России Леонид Рошаль попросил президента РФ Владимира Путина.