Условный срок по делу основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви — это «оправдательный приговор по-российски», заявил телеканалу «Дождь» бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он также отметил, что несмотря на резонанс вокруг ситуации с Калви, на инвестиционном климате в стране это вряд ли сильно скажется, потому что дело затянулось. Титов также пообещал, что поможет иностранному бизнесмену с апелляцией, подчеркнув, что это еще «не закрытое дело».
«Насчет условного срока, думаю, что все, в том числе и Калви, и его товарищи, наверное, представляли, что будет условный срок, потому что условный срок, как мы говорим, — это оправдательный приговор по-российски», — заявил бизнес-омбудсмен.
«Потому что если они начали такое звучное дело, привлекшее к себе огромное внимание, то, конечно, правоохранительные органы не будут сдаваться и уходить в оправдательный приговор, это точно», — сказал Титов.
Он подчеркнул, что при этом у Калви есть шансы добиться своего в апелляционном суде. Титов также заявил, что это «далеко не закрытое дело», и пообещал помощь со своей стороны основателю Baring Vostok.
«Конечно, это случай очень системный, он создал очень негативный флер, негативную атмосферу, которая сопровождала все это дело», — признал бизнес-омбудсмен.
«С другой стороны, я не очень согласен с тем, что сейчас этот приговор негативно повлияет на бизнес-климат, потому что эта новость уже отработала свое, она отыграла. Сейчас к этому привлечено меньше значительно внимания, чем раньше, поэтому не думаю, что это будет так же звучно, как в начале», — добавил он.
В то же время Титов со ссылкой на экспертов подчеркнул, что ситуация с Калви, на самом деле была «хозяйственным спором», который был урегулирован самим иностранцем. При этом его удивило, что американский инвестор, который настаивал на своей невиновности, сам захотел решить финансовый спор с истцом.
«Потому что это крайний такой вариант, практически соглашательский вариант со стороны Калви был. Мы бы считали, что у него была более твердая позиция даже именно в экономическом споре, который у них был. Но, в любом случае, это, конечно, не повод для уголовного преследования, уголовного суда», — уточнил он.
6 августа Мещанский суд Москвы приговорил Калви и его коллег к условным срокам по делу о растрате в банке «Восточный». Всем фигурантам запрещено в течение условного срока покидать Россию и необходимо посещать правоохранителей для регистрации. Сам инвестор получил 5,5 года. Дело было было возбуждено 13 февраля 2019 года.
Кроме того, условные сроки получили: партнер фонда Baring Vostok Филипп Дельпаль (4,5 года), топ-менеджеры фонда Ваган Абгарян (4,5 года) и Иван Зюзин (пять лет), экс-гендиректор ПКБ Максим Владимиров (четыре года), экс-директор по инвестициям «Восточного» Александр Цакунов (четыре года), экс-глава «Восточного» Алексей Кордичев (3,5 года). Владимиров, Абгарян и Зюзин находились в СИЗО дольше других фигурантов — почти год. Вину никто не признал.
По версии следователей, в 2015 году банк «Восточный» выдал кредит на 2,5 миллиарда рублей Первому коллекторскому бюро (ПКБ). На тот момент обе организации были подконтрольны Baring Vostok. В 2017 году кредит был погашен за счет передачи банку акций люксембургской компании IFTG. Следователи заявляли, что нашли расхождения в оценке стоимости этих акций, что позволяет говорить о хищении.
Суд посчитал, что вина фигурантов доказана, а растрата была совершена в пользу компании Balakus, подконтрольной Baring Vostok. В то же время суд признал смягчающим обстоятельством для подсудимых возмещение имущественного ущерба банку «Восточный».
Заявление в ФСБ против Калви и его коллег подал бывший акционер «Восточного» Шерзод Юсупов. По его словам, Калви обманом убедил совет директоров банка принять в обмен на погашение кредитов на 2,5 миллиарда рублей акции IFTG, которые стоили в разы дешевле.
Сначала было заведено дело о мошенничестве, потом статью переквалифицировали на растрату. Кроме того, в качестве преступления стала рассматриваться не замена кредитов на акции в 2017 году, а сама выдача кредитов в 2015 году. Юсупов остался потерпевшим, хотя в 2015 году еще не был акционером банка, отмечает РБК.
По версии экспертизы, которую заказало следствие, стоимость акций IFTG составила 254 миллиона рублей. Калви в своем последнем слове настаивал на невиновности и подчеркивал, что решение суда может повлиять «на все российское бизнес-сообщество».
Его адвокаты сообщили, что выданный ПКБ кредит в размере 2,5 миллиарда рублей был предназначен для погашения долга связанной с банком офшорной компании Balakus перед «БКС Кипр», по которому были заложены ценные бумаги «Восточного» на шесть миллиардов рублей.
Адвокат Калви Тимофей Гриднев отметил, что защита обладает документами, которые подтверждают движение 2,5 миллиарда рублей из банка в «БКС Кипр». Представитель Дельпаля Дмитрий Харитнов указывал, что никакого хищение не было, а экспертиза следствия была раскритикована как несерьезная и содержащая массу нарушений.
По мнению самого Калви, как пишет РБК, уголовное дело могло быть связано с корпоративным конфликтом в «Восточном», который Baring Vostok вел с другим акционером банка — Артемом Аветисяном и его компанией «Финвижн» (Юсупов — деловой партнер Аветисяна). Во время арбитражных разбирательств в России, уже после возбуждения уголовного дела, контроль над «Восточным» перешел к Аветисяну и партнерам, а в октябре 2020 года стороны отозвали иски к друг другу.
Тогда же ПКБ перечислило «Восточному» 2,5 миллиарда рублей для погашения ущерба по уголовному делу. В 2021 году Baring Vostok и «Финвижн» продали «Восточный» Совкомбанку за 11 миллиардов рублей.