Суд принял правильное и взвешенное решение не лишать свободы режиссера Кирилла Серебренникова и других фигурантов дела «Седьмой студии». Об этом заявил художественный руководитель Александринского театра (Санкт-Петербург) Валерий Фокин. Он считает, что необходимо принять закон, освобождающий творцов от ведения административно-хозяйственной и финансовой деятельности в стенах театра. По мнению Фокина, такая идея давно назрела, и ее грамотная реализация поможет избежать таких прецедентов, как в деле Серебренникова.
«О такого рода разделении уже тысячу лет разговаривают! Понимаете, театр — очень сложный организм. Конечно, надо разделять. Директор должен отвечать за всю финансово-хозяйственную деятельность театра, а худрук и главный режиссер — за творчество. Это правильно!» — заявил Daily Storm Валерий Фокин.
При этом он обратил внимание, что директор, отвечающий за финансы, и художественный руководитель «должны обязательно взаимодействовать». «Если худрук ничего не соображает в хозяйственной деятельности, то он плохой худрук, — пояснил художественный руководитель Александринского театра. — Потому что в театре все взаимосвязано. Нельзя поставить стенку: это хоздеятельность, а это, извините, творческая! Так не бывает. При таком разделении знание и понимание театра должны быть [у обоих руководителей]. В противном случае конфликты неизбежны».
По мнению Фокина, дело «Седьмой студии» было «сложное и запутанное», и нарушения закона со стороны фигурантов, «конечно же, были». «Но, уверен, они не связаны с какими-то корыстными целями этих творческих людей, — считает худрук Александринки. — Это связано с тем, что у нас вообще законодательство в области театральной практики несовершенное. Мы говорим об этом годами. Для того чтобы сделать что-то настоящее, надо обязательно искать какие-то обходные маневры. Поэтому они [фигуранты дела] попали в эту ситуацию».
«Очень хорошо, что они получили условные сроки. Исходя из обвинительного приговора, который был суровым и несправедливым с моей точки зрения, решение суда вполне взвешенное и правильное. Самое главное — они на свободе», — подчеркнул Валерий Фокин.
Министерство культуры РФ ведет разработку системных мер, чтобы исключить повторение ситуаций, подобных делу «Седьмой студии», ранее сообщила журналистам глава Минкультуры Ольга Любимова. По ее словам, эти меры «должны исключить подобного рода трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами». Чтобы дело Серебренникова больше не повторилось, нужно принять закон, закрепляющий разделение полномочий по управлению театрами и другими учреждениями культуры между директорами и художественными руководителями, отметила Любимова.
«По законодательству сегодня у театра один руководитель. Если художественный руководитель сильный, является творческим лидером, то он зачастую становится главным управленцем. А главный менеджер оказывается в позиции его заместителя. Это классическая ситуация, которая определяется действующей законодательной нормой, — заявила глава Минкульта. — Получается, что контракт заключается именно с худруком и он оказывается ответственным лицом, в том числе за решения менеджмента».
Любимова рассказала, что разработанный министерством законопроект уже одобрен трехсторонней комиссией. В ее состав входят представители работодателей, профсоюзов и кабмина. Теперь документ проходит процесс согласования. «Художник не обязан быть финансистом — он должен созидать», — уверена глава Минкульта.
Ранее суд вынес приговор по делу «Седьмой студии». Режиссер Кирилл Серебренников, экс-генпродюсер студии Алексей Малобродский и бывший гендиректор Юрий Итин — получили условные сроки. Серебренников — три года и штраф в размере 800 тысяч рублей, Итин осужден на такой же срок и обязан заплатить государству 200 тысяч рублей, а Малобродский получил два года условно и штраф 300 тысяч рублей. Бывшая сотрудница Минкультуры Софья Апфельбаум, признанная виновной в халатности, также оштрафована, но платить ей ничего не придется из-за истечения срока давности. Суд также взыскал с Серебренникова, Итина и Малобродского 129 миллионов рублей по иску Минкультуры. Всем фигурантам дела запретили занимать административные должности.
В Следственном комитете сообщили, что на немецкую квартиру Серебренникова, а также «автомобили фигурантов стоимостью около семи миллионов рублей, дорогостоящие ювелирные украшения, а также денежные средства (пять тысяч евро, около 100 тысяч долларов)» наложен арест для возмещения ущерба — украденных 129 миллионов рублей. Сам режиссер признался журналистам, что недоволен решением суда и намерен его обжаловать.