Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян призвал срочно остановить строительство Крымского (или, как его еще называют, Керченского) моста, который должен соединить Таманский полуостров и Керчь, так как оно наносит серьезный ущерб украинской экономике. Сделать это, по его мысли, можно только одним способом: введением против России новых санкций.
«На сегодняшний день наблюдается уменьшение численности судозаходов и грузооборота в морских портах Мариуполь и Бердянск, что негативно сказывается на экономических показателях предприятий», — сказал Омелян, выступая на Международной конференции по морской безопасности, проходящей в эти дни в Киеве. Министр сообщил, что он уже поднял вопрос «незаконных действий Российской Федерации» на Генеральной ассамблее Международной морской организации, в числе функций которой есть и борьба с действиями, препятствующими морскому судоходству.
О том, что Керченский мост (как он сам, так и его строительство) мешает работе портов на Азовском море, в Киеве говорят довольно давно. Главной жертвой проблем в работе украинских портовиков неизменно называется Мариупольский металлургический комбинат. Это крупнейшее из подконтрольных Киеву промышленных предприятий Донбасса и жемчужина бизнес-империи олигарха Рината Ахметова.
В частности, украинский Центр исследований армии, конверсии и разоружения заявлял, что из-за ограничений, связанных с высотой моста (из-за арки надводный габарит судна не должен превышать 33 метра) под угрозой окажутся поставки на комбинат около одного миллиона тонн чугуна в год.
Украина пытается решить эту проблему в судебном порядке. В 2016 году она подала иск в гаагский Трибунал по морскому праву ООН, в котором требует запрета и взыскания убытков за «противоправные действия» России в акватории Крыма. А в конце сентября текущего года президент Петр Порошенко поручил добиться в судебном порядке и компенсации за экологический ущерб, который, по мнению официального Киева, наносит строительство Керченского моста. Этот ущерб прокуратура Автономной республики Крым (это подразделение Генпрокуратуры Украины) ориентировочно оценила в 22 миллиарда рублей. Кроме того, в суд на Россию подали и украинские компании, имеющие собственность и интересы в Крыму. Все украинские судебные тяжбы не завершены и едва ли завершатся до окончания строительства Керченского моста.
Если не произойдет чего-то чрезвычайного, 19-километровый мост введут в эксплуатацию очень скоро. Автомобильное движение по нему запустят в 2018 году, а железнодорожное — в 2019-м. Кроме того, на Украине многие эксперты обоснованно сомневаются в том, что Россия вообще будет выполнять решения международных судов. Именно поэтому в Киеве все больше уповают на международные санкции как инструмент воздействия на Россию.
В США предложения Украины, как видно, услышали. В сентябре американский Минфин расширил санкционный черный список за счет семи компаний, имеющих отношение к строительству Керченского моста. Евросоюз пока не вводил санкций, связанных именно с этим объектом, но не исключено, что и в Брюсселе к украинским властям прислушаются.
«Идет война, и мы будем использовать все инструменты, чтобы поставить агрессора на место», — так объяснил мотивы Украины Омелян в своем выступлении на Международной конференции по морской безопасности.