В буферной зоне между контрольно-пропускными пунктами «Майорск» и «Горловка» 27 декабря представители Украины и самопровозглашенных республик Донбасса обменялись военнопленными.
Киевские власти передали представителям ЛНР 74 пленных, но, по другим данным, в Луганск вернулись только 73 человека, а еще один или два бойца решили остаться на Украине. Киеву со стороны ЛНР были переданы 16 пленных, сообщил источник РИА Новости. Согласно договоренности, в ЛНР должны были вернуться 99 пленных, однако позднее выяснилось, что 24 ополченца из них уже отпущены на свободу на Украине и военнопленными не считаются.
Представителям ДНР Киев передал 165 пленных, а Киеву возвращены 58 бойцов, сообщило агентство.
Лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук, представляющий официальный Киев, в эфире Первого канала подтвердил все цифры по переданным пленным. Он также отметил, что изначальная цифра в 306 человек, которых киевские власти должны были освободить, была пересмотрена в ходе переговоров — 40 человек остались на территории Украины, поскольку уже вышли на свободу, а еще 30 бойцов ЛНР и ДНР вообще отказались возвращаться в ДНР и ЛНР.
Представитель президента Украины в Верховной раде Ирина Луценко подтвердила, что на Украину вернулись 74 человека. «Процесс обмена завершился. Украинская сторона получила 74 заложника, находившихся в плену на оккупированной части Донбасса. Они возвращаются домой!» — написала она на своей страничке в Facebook, не подкрепив, тем не менее, свои цифры по пленным никакими доказательствами.
Около 9:00 по Москве стали появляться сообщения о том, что Украина направила на место проведения операции транспорт с пленными. Украинских бойцов повезли на обмен около 10:00 мск. Соответствующее видео опубликовал создатель проекта WarGonzo Семен Пегов.
Telegram-канал сообщал, что автобусы с пленными сопровождали машины скорой. Медики готовились оказать помощь освобожденным ополченцам.
Незадолго до полудня представители ДНР и ЛНР пересекли контрольно-пропускной пункт «Горловка» и доставили пленных к месту обмена. «Удерживаемые Украиной военнопленные также прибыли», — заявила руководитель рабочей группы по обмену военнопленными ЛНР Ольга Кобцева.
Согласно договоренности, к 12:00 мск дороги к месту обмена должны были быть перекрыты с одной стороны ополченцами, а с другой — украинскими военными. Однако около 14:00 мск представительство ДНР в СЦКК сообщило, что между контрольно-пропускными пунктами скопилось более двух тысяч человек и около 100 автомобилей, прибывших со стороны Украины. Вывезти всех гражданских, оказавшихся в буферной зоне, удалось только к 14:30 по московскому времени. Параллельно представители самопровозглашенных республик и Киева сверяли списки военнопленных.
Первые группы пленных сторонам пришлось передавать не в условленном месте, а на подконтрольной Украине территории, неподалеку от КПП «Майорск». За процессом следили представители ОБСЕ и Красного Креста. «Отметим, по прибытии на место обмена в район непосредственной близости к н.п. Артемовск (укр. Бахмут) стало очевидно, что представители Киева и не собирались проводить обмен в договоренном ранее месте. Тщательно подготовленная территория для обмена буквально «начинена» представителями украинской прессы, скорыми, спасателями, силовиками, а также СБУ», — заявили в канале Telegram представительства ДНР в СЦКК.
Обмен пленными — результат совместных усилий первых лиц России, Украины и республик Донбасса. Со стороны Киева за проведение операции ратовал лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук. 15 ноября 2017 года он приехал в Ново-Иерусалимский монастырь и попросил содействия у президента России Владимира Путина. Он отметил, что Киев готов обменять 306 человек на 74 силовика, находящихся в плену в самопровозглашенных республиках.
Предложение Медведчука поддержал глава РПЦ патриарх Кирилл. В тот же день Путин впервые переговорил по телефону с главами ДНР и ЛНР. Он посоветовал лидерам республик согласиться на условия Киева и обсудить с украинскими властями детали сделки.
Вопрос обмена пленными заново был поднят 14 декабря 2017 года на пресс-конференции Путина. Журналист украинского издания УНИАН Роман Цымбалюк посетовал на то, что сделку перестали обсуждать, а также отметил, что Донецк и Луганск затягивают процесс. В свою очередь республики обвиняли в том же Киев: около 30% пленных ополченцев, захваченных ВСУ, уже нет в живых. Путин во время пресс-конференции призвал произвести обмен пленными до Нового года. 20 ноября Украина, ЛНР и ДНР подали новые списки для обмена пленными.
Заключительный этап согласования перечня для обмена прошел 25 декабря. Киев, Донецк и Луганск закончили переговоры при посредничестве патриарха Кирилла, все условия операции были согласованы. Стороны подчеркнули, что никакого сдвига по времени в проведении обмена пленными «не может быть». Виктор Медведчук, а также глава ДНР Захарченко и и.о. главы ЛНР Леонид Пасечник остались довольны проведенными переговорами.
Есть и люди, которые не смогут вернуться домой во время операции по обмену пленными. Киев не собирается возвращать «российского контрактника» Виктора Агеева, потому что он, по заверениям украинской стороны, не имеет отношения к ДНР и ЛНР. Москва отрицает, что молодой человек является военнослужащим РФ. По данным украинских силовиков, Виктор Агеев был захвачен в плен летом 2017 года при «ликвидации диверсионной группы из ЛНР» в районе Бахмутской трассы. Агеев является военнослужащим РФ, утверждают в Киеве. Минобороны РФ заявляет, что Агеев не состоит в российских Вооруженных силах.