Причин думать, что российская вакцина от COVID-19 на основе Ad5 может увеличить вероятность заражения ВИЧ-инфекцией, несмотря на сообщения в СМИ, просто нет, сообщил в беседе с Daily Storm профессор Центра имени Гамалеи Анатолий Альтштейн. По его словам, достоверные исследования на эту тему вряд ли существуют. Альтштейн объяснил, что ученые, как правило, проводят исследования на тему влияния вакцины на увеличение числа тяжелых заболеваний (в том числе гепатита, туберкулеза и так далее) лишь после начала практического использования лекарства.
«Нет никаких оснований считать, что аденовирусные вакцины могут привести к увеличению числа людей с ВИЧ-инфекцией или ухудшению у них здоровья. Думаю, что достоверных данных такого рода просто не существует, потому что аденовирусные вакцины очень мало применялись. Теоретически никаких оснований для такого рода опасений нет», — отметил Альтштейн.
В то же время, добавил ученый, никаких исследований разработчики российской вакцины от ковида по поводу ВИЧ-инфекции не проводили. И не из-за того, что не посчитали это нужным, а потому, что в этом случае пришлось бы изучить, повлечет ли за собой использование отечественного препарата рост заболеваемости и других заболеваний: гепатита, туберкулеза и так далее.
«Это не так просто сделать, нужно проводить довольно широкие исследования с применением этой вакцины, а ее только начали проводить. И дело не в деньгах. Объем исследований пока недостаточен, чтобы говорить, что вакцина при таком-то заболевании повлияет вот таким образом, при другом — вот таким и так далее. Заболеваний много, почему только ВИЧ-инфекция? Надо посмотреть насчет туберкулеза, сифилиса и других заболеваний. И сейчас никаких оснований думать о том, что эта вакцина при этих инфекциях что-то плохое сделать, нет», — продолжил профессор.
Альтштейн также прокомментировал замечание исследователя вакцин Университета Джонса Хопкинса Анны Дурбин, которая заявила, что российская и китайская вакцины от коронавируса были разработаны на основе аденовируса пятого типа (Ad5), к которому у многих людей могут быть антитела. По ее мнению, применение таких препаратов не даст высокой эффективности. Агентство Reuters, которое привело слова Дурбин, также отмечает, что западные ученые делают ставку при разработке вакцины от коронавируса на Ad26.
«Какой-то принципиальной разницы между Ad5 и Ad26 не существует, за исключением того, что это разные серотипы [варианты] вируса, они нейтрализуются разными антителами, разными сыворотками. Поэтому никаких оснований думать, что аденовирусные вакцины нанесут такой ущерб здоровью людей [увеличение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией], просто нет», — рассуждает российский ученый.
Что касается иммунитета к Ad5, то специалисты это предусмотрели, сказал Альтштейн. В российской вакцине, по его словам, очень высокая концентрация аденовируса, порядка «10 миллиардов вирусных частиц»: «То есть антитела, которые есть у человека, просто задержать их не смогут, а если такие люди найдутся, то их будет очень мало».
Собеседник Daily Storm считает, что опасения западных ученых по поводу возможного негативного влияния на здоровье человека вакцинации на основе аденовируса лишены оснований.
«Понимаете, аденовирусные инфекции распространены у людей. Какой-то связи между ростом [тяжелых инфекционных] заболеваний и аденовирусными инфекциями не было установлено. В данном случае аденовирус — он хоть и инфекционный, но не размножается. Почему такого рода абортивная инфекция может привести к росту заболеваний какими-то вирусами, непонятно. Чисто теоретически нет оснований даже думать, что это произойдет», — объяснил профессор.
«Существует много вакцин, и про любую вакцину вы можете спросить, а как она повлияет на гепатит, на ВИЧ-инфекцию и так далее. Когда в практике применяют вакцину, то обращают внимание, на что она влияет. А так эта вакцина не имеет отношения к ВИЧ-инфекции и не должна на нее повлиять, чисто теоретически. Это никто не проверяет, такого рода исследования проводят лишь, когда вакцину уже используют. Заранее никто их не проводит», — резюмировал Альтштейн.
Ранее агентство Reuters сообщило, что у зарегистрированных в России (Исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи) и Китае (компания CanSino) вакцин против COVID-19 может быть общий недостаток: они основаны на распространенном аденовирусе Ad5, к которому у многих людей может быть иммунитет.
Однако ранее в Центре имени Гамалеи, как указывает агентство, разъяснили, что российская вакцина — двухвекторная: она использует не только аденовирус Ad5, но и менее распространенный штамм Ad26, что позволит не только решить проблему с выработанным у человека иммунитетом, но даст вакцинации «явное преимущество» перед западной вакциной, основанной лишь на Ad26. Препарат на основе Ad26 разрабатывает компания Johnson&Johnson.
Также ученые обеспокоены тем, что основанная на Ad5 вакцина может увеличить шансы заражения ВИЧ (информацию по этом поводу также опубликовала немецкая газета Bild). В частности, эти опасения связаны с испытаниями вакцины против ВИЧ-инфекции в 2004 году, когда люди с имеющимся иммунитетом к Ad5 становились более уязвимыми к ВИЧ. Кроме того, в 2015 году группа ученых сообщала, что подобный эффект может быть связан именно с вакцинами против ВИЧ, но подчеркивала, что нужно проводить более широкие исследования на эту тему.
Первую в мире вакцину от COVID-19 зарегистрировали 11 августа в России. Препарат получил название «Спутник V». По словам директора Центра имени Н.Ф. Гамалеи Александра Гинцбурга, массовая вакцинация россиян от коронавируса начнется в декабре-январе. Ранее власти подчеркивали, что она будет добровольной и в первую очередь охватит преподавателей и медиков.