В Госдуме рассматривают возможность возврата прокуратуре права возбуждать уголовные дела. Об этом в ходе заседания совета Свердловского регионального объединения «Депутатская вертикаль» в Екатеринбурге заявил глава думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Парламентарий допустил, что соответствующие поправки могут быть внесены в закон «О прокуратуре».
«По прокуратуре — в случаях, предусмотренных законом, они сами смогут возбуждать дела. До этого момента у них не было [такой возможности]. Скорее всего, в законе «О прокуратуре» это будет», — сказал Крашенинников (цитата по ТАСС).
Ранее с предложением вернуть прокуратуре право возбуждать уголовные дела выступила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. В интервью радиостанции «Вести ФМ» она объяснила, что в нынешней ситуации у статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ есть большой недостаток. В качестве примера омбудсмен привела спор между следствием и прокуратурой, когда представитель надзорного ведомства видит основания для возбуждения уголовного дела, а следователь нет. В этом случае, отмечала Москалькова, прокурор не сможет обязать следователя провести расследование.
В 2007 году при прокуратуре России началось создание независимых следственных органов. На первом этапе при надзорном ведомстве был образован Следственный комитет, который продолжил работать в структуре прокуратуры. В конце 2010 года президент России подписал федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», преобразовавший комитет в полностью самостоятельную федеральную структуру. В результате прокуроры потеряли право инициировать уголовные дела и руководить следствием.
В 2018 году занимавший на тот момент пост генпрокурора России Юрий Чайка выступил за создание единого Следственного комитета, который подчинялся бы прокуратуре. По его мнению, орган должен быть создан по образу американского Федерального бюро расследований (ФБР). Чайка тогда заявлял, что у прокуратуры должны быть полномочия, чтобы осуществлять надзор за следствием.