Первый замглавы комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин заявил агентству РИА Новости, что на пост министра образования в составе нового кабмина рассматривают две кандидатуры. Речь идет об исполняющей обязанности главы ведомства Ольге Васильевой и руководителе центра «Талант и успех» Елене Шмелевой. Эксперты пояснили «Шторму»: разница между двумя возможными претендентками на пост в том, что Васильева олицетворяет собой «эволюционный путь» реформирования образовательной системы, а Шмелева — «революционный».
«[Васильева] человек достаточно взвешенный, она уже пошла по пути реформирования системы образования и отказа от серьезных просчетов, которые были допущены ее предшественниками: и господином Фурсенко, и господином Ливановым. И делала это достаточно аккуратно и взвешенно. Не знаю, насколько аккуратно и взвешенно будет это делать госпожа Шмелева. Но у нее есть другой плюс: опыт работы в инновационной структуре, которая занимается одаренными детьми», — сказал руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент РАЕН Сергей Комков.
Он отметил, что для прорыва в системе образования нужно уделить внимание именно проблеме одаренных детей. При этом, по мнению Комкова, если Шмелева будет придерживаться принципа «каждый ребенок по-своему одаренный», ей придется «столкнуться с целым рядом трудностей». И первая из них — это необходимость «сразу и очень резко отказаться от системы итоговой аттестации» ЕГЭ. Потому что ЕГЭ — это «система, которая работает против одаренных детей» и «сводит на нет» работу с ними.
«Если Шмелева будет выбрана в качестве... министра системы образования, то ей придется встать перед выбором: либо изменить курс и уйти от своей доктрины выявления одаренных детей и работы [с ними] и подчиниться той косной системе, которая сложилась за последние 20 лет в России; либо резко менять [систему], потому что ЕГЭ никакому реформированию не поддается», — объяснил Комков.
Также он заметил, что Шмелевой придется серьезно изменить систему внешкольной, внеклассной и дошкольной работы, а это «огромный пласт работы», которую, по словам Комкова, он уже обсуждал с Васильевой. Она «все понимала», однако сообщила об «очень серьезном противостоянии всему этому на очень многих уровнях, начиная от самой школы, где сложилась уже эта порочная система» внеклассной работы, и «кончая уровнями регионального, муниципального управления».
«Надо многое менять, надо многое перестраивать, надо многое ломать... Если пойдет руководство, которое формирует правительство, на то, чтобы, в принципе, революционным путем ломать всю эту систему, тогда им, конечно, надо выбирать госпожу Шмелеву. Если они хотят дальше продолжать идти эволюционным путем, то им надо оставлять Васильеву. И тот и другой вариант неплохи для России», — резюмировал Комков.
Эксперт подчеркнул, что «хорошо знает и может определить возможности» Васильевой, но не до конца понимает возможности Шмелевой. Со своей стороны заведующий кафедрой общей политологии в Высшей школе экономики и политолог Леонид Поляков сообщил, что «предпочел бы видеть испытанного человека» на должности министра образования. И таким человеком является Васильева.
«После того как ушел прежний министр, в сфере образования воцарилась... нормальная и спокойная обстановка. Ольга Юрьевна [Васильева], по-моему, продемонстрировала свою квалификацию достаточно убедительно, поэтому я полагаю, что острой необходимости ее менять в данный момент нет. Она всей своей предыдущей биографией и работой на этом посту заслужила [вновь его занять]», — отметил Поляков в разговоре со «Штормом».
Поляков сказал, что после назначения Васильевой «напряги, которые были при прежнем министре, постоянные разговоры, что его надо срочно менять, что он опять что-то не то сделал», ушли и «началась нормальная повседневная работа». При этом политолог заявил, что «всякие радикальные реформы в сфере образования», которые, по мнению предыдущего эксперта, может повлечь за собой назначение Шмелевой, — это «эксперименты с непредсказуемым результатом».
В конце Поляков добавил, что качество образования зависит не только от министра, но и в значительной степени «от работников образования на всех уровнях — в школе, в среднем образовании, особенно в высшем образовании». «Квалификация преподавателей — вот что является ключевым фактором качества», — подчеркнул эксперт.
Доктор исторических наук и действительный государственный советник РФ второго класса Ольга Васильева возглавляет Министерство образования и науки с августа 2016 года. Она стала первой женщиной в истории России, занявшей эту должность. Васильева — автор 160 научных работ. В соавторстве она подготовила более 90 статей на богословские темы, которые публиковались в «Журнале Московской патриархии», «Науке и религии», «Тетрадях по консерватизму», «Свете Евангелия» и на портале «Православие.ru». В интервью «Интерфаксу» в 2016 году Васильева сообщила, что сферу российского образования ждут перемены. В частности, она предполагала заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по основным предметам, в частности по истории.
Руководитель фонда «Талант и успех» и член Совета при президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелева — автор двух монографий и 32 научных статей. В январе этого года она стала сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина. По мнению Шмелевой, в XXI веке идет борьба не за полезные ископаемые, а за умы. И учителя должны помочь «подготовить десятки тысяч учеников», которые будут «делать новую Россию»: сильную и высокотехнологичную страну, «задающую тон развитию всего человечества».
Такой взгляд на будущее России соответствует задачам, поставленным Путиным. Он регулярно говорит о необходимости «технологического прорыва». В частности, в апреле на XI съезде Российского союза ректоров президент России отметил, что «нельзя учить ни старыми методами, ни новыми стандартами», а следует понять, как подготовить специалистов, разбирающихся в современных технологиях и умеющих применять свои знания на практике.