St
В Госдуме назвали имена кандидатов на пост министра образования России

В Госдуме назвали имена кандидатов на пост министра образования России

Оба претендента, судя по всему, продолжат реформу образовательной системы, но разными путями

Оба претендента, судя по всему, продолжат реформу образовательной системы, но разными путями
Фото: © GLOBAL LOOK press/Kremlin Pool

Первый замглавы комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин заявил агентству РИА Новости, что на пост министра образования в составе нового кабмина рассматривают две кандидатуры. Речь идет об исполняющей обязанности главы ведомства Ольге Васильевой и руководителе центра «Талант и успех» Елене Шмелевой. Эксперты пояснили «Шторму»: разница между двумя возможными претендентками на пост в том, что Васильева олицетворяет собой «эволюционный путь» реформирования образовательной системы, а Шмелева — «революционный».


«[Васильева] человек достаточно взвешенный, она уже пошла по пути реформирования системы образования и отказа от серьезных просчетов, которые были допущены ее предшественниками: и господином Фурсенко, и господином Ливановым. И делала это достаточно аккуратно и взвешенно. Не знаю, насколько аккуратно и взвешенно будет это делать госпожа Шмелева. Но у нее есть другой плюс: опыт работы в инновационной структуре, которая занимается одаренными детьми», — сказал руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент РАЕН Сергей Комков.


Он отметил, что для прорыва в системе образования нужно уделить внимание именно проблеме одаренных детей. При этом, по мнению Комкова, если Шмелева будет придерживаться принципа «каждый ребенок по-своему одаренный», ей придется «столкнуться с целым рядом трудностей». И первая из них — это необходимость «сразу и очень резко отказаться от системы итоговой аттестации» ЕГЭ. Потому что ЕГЭ — это «система, которая работает против одаренных детей» и «сводит на нет» работу с ними. 


«Если Шмелева будет выбрана в качестве... министра системы образования, то ей придется встать перед выбором: либо изменить курс и уйти от своей доктрины выявления одаренных детей и работы [с ними] и подчиниться той косной системе, которая сложилась за последние 20 лет в России; либо резко менять [систему], потому что ЕГЭ никакому реформированию не поддается», — объяснил Комков. 


Также он заметил, что Шмелевой придется серьезно изменить систему внешкольной, внеклассной и дошкольной работы, а это «огромный пласт работы», которую, по словам Комкова, он уже обсуждал с Васильевой. Она «все понимала», однако сообщила об «очень серьезном противостоянии всему этому на очень многих уровнях, начиная от самой школы, где сложилась уже эта порочная система» внеклассной работы, и «кончая уровнями регионального, муниципального управления»


«Надо многое менять, надо многое перестраивать, надо многое ломать... Если пойдет руководство, которое формирует правительство, на то, чтобы, в принципе, революционным путем ломать всю эту систему, тогда им, конечно, надо выбирать госпожу Шмелеву. Если они хотят дальше продолжать идти эволюционным путем, то им надо оставлять Васильеву. И тот и другой вариант неплохи для России», — резюмировал Комков. 


Эксперт подчеркнул, что «хорошо знает и может определить возможности» Васильевой, но не до конца понимает возможности Шмелевой. Со своей стороны заведующий кафедрой общей политологии в Высшей школе экономики и политолог Леонид Поляков сообщил, что «предпочел бы видеть испытанного человека» на должности министра образования. И таким человеком является Васильева.


«После того как ушел прежний министр, в сфере образования воцарилась... нормальная и спокойная обстановка. Ольга Юрьевна [Васильева], по-моему, продемонстрировала свою квалификацию достаточно убедительно, поэтому я полагаю, что острой необходимости ее менять в данный момент нет. Она всей своей предыдущей биографией и работой на этом посту заслужила [вновь его занять]», — отметил Поляков в разговоре со «Штормом».


Поляков сказал, что после назначения Васильевой «напряги, которые были при прежнем министре, постоянные разговоры, что его надо срочно менять, что он опять что-то не то сделал», ушли и «началась нормальная повседневная работа». При этом политолог заявил, что «всякие радикальные реформы в сфере образования», которые, по мнению предыдущего эксперта, может повлечь за собой назначение Шмелевой, — это «эксперименты с непредсказуемым результатом».


В конце Поляков добавил, что качество образования зависит не только от министра, но и в значительной степени «от работников образования на всех уровнях — в школе, в среднем образовании, особенно в высшем образовании». «Квалификация преподавателей — вот что является ключевым фактором качества», — подчеркнул эксперт.


Доктор исторических наук и действительный государственный советник РФ второго класса Ольга Васильева возглавляет Министерство образования и науки с августа 2016 года. Она стала первой женщиной в истории России, занявшей эту должность. Васильева — автор 160 научных работ. В соавторстве она подготовила более 90 статей на богословские темы, которые публиковались в «Журнале Московской патриархии», «Науке и религии», «Тетрадях по консерватизму», «Свете Евангелия» и на портале «Православие.ru». В интервью «Интерфаксу» в 2016 году Васильева сообщила, что сферу российского образования ждут перемены. В частности, она предполагала заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по основным предметам, в частности по истории. 


Руководитель фонда «Талант и успех» и член Совета при президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелева — автор двух монографий и 32 научных статей. В январе этого года она стала сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина. По мнению Шмелевой, в XXI веке идет борьба не за полезные ископаемые, а за умы. И учителя должны помочь «подготовить десятки тысяч учеников», которые будут «делать новую Россию»: сильную и высокотехнологичную страну, «задающую тон развитию всего человечества»


Такой взгляд на будущее России соответствует задачам, поставленным Путиным. Он регулярно говорит о необходимости «технологического прорыва». В частности, в апреле на XI съезде Российского союза ректоров президент России отметил, что «нельзя учить ни старыми методами, ни новыми стандартами», а следует понять, как подготовить специалистов, разбирающихся в современных технологиях и умеющих применять свои знания на практике.