Украина в рамках взыскания с «Газпрома» долга по решению Стокгольмского арбитража может нанести болезненный удар России в «газовой войне». Для этого достаточно арестовать 35% акций «Северного потока — 1», принадлежащих российской компании. Об этом в интервью украинскому изданию «Обозреватель» заявила член коллегии Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Мария Яковлева.
«Уже есть первая победа в Стокгольмском арбитраже — решение суда о компенсации Украине 2,6 миллиарда долларов. Украина обратилась к европейской исполнительной службе относительно ареста активов. Считаю, что мы можем арестовать акции «Северного потока — 1», примерно 35%. Российская Федерация в лице «Газпрома» имеет 51%. От них 35% мы можем арестовывать и возмещать в пользу Украины», — заявила она.
Яковлева также напомнила, что Украина подала против России и ряд других исковых заявлений на сумму от 8 до 10 миллиардов долларов. «Если Украина будет выигрывать, можем двигаться по тому же пути. Как только будут арестованы акции «Северного потока — 1» и начата процедура возмещения, если Европа объединится и выскажет единую позицию, я думаю, РФ нечего будет делать», — заключила чиновница.
Газовый спор между Украиной и Россией длится с 2014 года. В марте текущего года Киев начал арест активов «Газпрома», обвинив российского монополиста в неисполнении решения Стокгольмского арбитража. В конце мая были заморожены доли «Газпрома» в двух швейцарских активах. Под арест попали доли холдинга в компаниях, курирующих строительство «Северных потоков»: Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG. В «Газпроме» заявили, что не согласны с этим решением и будут его оспаривать.
Накануне также стало известно об аресте долей «Газпрома» в семи его дочерних компаниях, зарегистрированных в Нидерландах. Компания «Нафтогаз Украины» подала ходатайство об аресте данных активов для обеспечения своего права на получение от российского газового холдинга 2,6 миллиарда долларов по решению Стокгольмского арбитража, принятого в феврале 2018 года. Голландский суд удовлетворил эти ходатайства, однако шесть из семи дочерних компаний «Газпрома» отказались сотрудничать с судебными исполнителями.