Технический аудит не выявил нарушений в электронном голосовании в Москве на выборах в Госдуму, которые прошли 17-19 сентября. Об этом заявили в московском штабе по наблюдению за выборами. Ранее избирателям не понравилось, что результаты ДЭГ опубликовали не сразу, а после их оглашения лидирующие коммунисты потеряли свои проценты. В КПРФ отказались признавать результаты голосования и подали иск в суд.
«Аудит, проведенный технической группой, образованной общественным штабом по инициативе и при участии партии КПРФ, не подтвердил выдвинутые версии о возможных нарушениях в дистанционном электронном голосовании», — говорится в сообщении штаба.
Специалисты не смогли найти нарушения, которые могли повлиять на итоги выборов, а версии о «подозрительном» поведении графиков, по мнению аудиторов, связаны с внешними факторами, к примеру, временем информационных рассылок.
В состав технической группы, проверяющей ДЭГ, вошли специалисты — руководитель группы Владимир Чернецкий, член общественной палаты Москвы, эксперт в сфере IT Дмитрий Кузнецов, программисты Евгений Федин и Александр Хованский, а также независимые аудиторы — электоральный эксперт Дмитрий Нестеров и координатор и сопредседатель движения «Голос»* Григорий Мельконьянц.
«Для всесторонней проверки результатов ДЭГ было также организовано взаимодействие с экспертами, представляющими интересы различных кандидатов и партий, в том числе представителей КПРФ», — сказано на сайте штаба.
Отмечается, что для анализа техническая группа использовала открытую базу данных блокчейн, опубликованную в обсервере, — в ходе голосования в нее попадали все транзакции: «Приватный ключ, опубликованный после окончания голосования, позволяет любому желающему расшифровать их и убедиться в корректности подсчета голосов».
Также оператор системы предоставил членам технической группы частично зашифрованную закрытую базу данных блокчейн, в которой хранятся только последние по времени голоса избирателей. Это позволило специалистам провести дополнительную сверку и убедиться в том, что транзакции учтены верно и голоса остались неизменными.
Помимо Москвы, ДЭГ применялась еще в шести регионах: в Курской, Нижегородской, Ярославской, Мурманской, Ростовской областях и Севастополе. Во всех субъектах, кроме Москвы, использовалась федеральная платформа для ДЭГ.
Депутат Госдумы, первый секретарь московского горкома КПРФ Валерий Рашкин на акции протеста 20 сентября призвал отменить электронное голосование как неудавшийся эксперимент. Он заявил, что «избирателей унизили и отобрали голоса». Коммунисты провели еще один митинг против результатов ДЭГ 25 сентября. По оценке МВД, на акции присутствовало около 400 человек.
28 сентября в общественную приемную вице-спикера Госдумы от КПРФ Ивана Мельникова пришли полицейские. Как сообщил секретарь ЦК партии Сергей Обухов, правоохранители заблокировали выход из здания. В кабинете Мельникова лежали документы, касающиеся «незаконности» дистанционного электронного голосования.
В этот день партийные юристы должны были отнести их в суд для подачи иска против результатов выборов. Осада продержалась почти сутки, но в итоге представителям КПРФ удалось выбраться и отнести документы, куда требовалось.
Официально выборы в Госдуму завершились 24 сентября. Как сообщила глава Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова, явка составила 51,72%, недействительными признали 40 605 бюллетеней по всей стране. «Единая Россия» получила 324 места в нижней палате, КПРФ — 57, «Справедливая Россия — За правду» — 27, ЛДПР — 21, «Новые люди» — 13.
* «Голос» внесен Минюстом России в список СМИ-иноагентов.