Комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества поддержала инициативу экспертного совета при правительстве о создании базы данных идентификационных номеров IMEI, которые присваиваются каждому мобильному устройству. Если концепцию утвердят, все купленные за границей гаджеты в России придется регистрировать, оплачивая дополнительный сбор посреднику, а незарегистрированные смартфоны будут заблокированы операторами связи. Концепция вкупе с уже запланированным на 2019 год снижением порога беспошлинного ввоза товаров лишит россиян возможности сэкономить, приобретая «серые» гаджеты в иностранных интернет-магазинах.
Всего планируется создать три базы данных: черную, белую и серую. Вести их будут сотовые операторы. В черный список попадут номера IMEI украденных аппаратов — их отключат от сети. Таким образом, авторы идеи хотят свести к минимуму число краж смартфонов и планшетов. В остальном же проект предполагает лишь новые сложности и финансовые потери для потребителя.
Регистрировать ввозимые из-за рубежа смартфоны концепция предлагает в сертифицированных салонах связи или на специальном интернет-портале. Сначала владелец устройства должен будет составить заявку для внесения аппарата в центральную базу данных (ЦБД). После отправки запроса оператор ЦБД проверит уникальность предоставленных данных. Если IMEI будет подтвержден (телефон не украден и не перепрошит), владельцу придет уведомление о необходимости уплатить регистрационный сбор посреднической организации. Только после этого устройство попадет в белый список. Размер сбора пока не определен, но в проекте указано, что «при стоимости регистрации, равной от ста до трех тысяч рублей, дополнительные поступления [в бюджет] могут составить от 500 миллионов до 14 миллиардов рублей».
Для магазинов, которые ввозят в Россию коммерческие партии мобильных устройств, процесс «обеления» смартфонов выглядит почти так же, но в отличие от физлиц вместо регистрационного сбора придется уплачивать таможенные пошлины. В случае неуплаты гаджеты не будут зарегистрированы в ЦБД и не смогут пройти таможенное оформление.
Как утверждают эксперты отрасли, до 40% все мобильных телефонов ввозят в Россию по серым схемам, что делает их значительно дешевле сертифицированных, продающихся в лицензированных магазинах. Чаще всего аппараты без российского сертификата (Ростест) продаются в интернет-магазинах и не подлежат гарантийному обслуживанию в сервисах официальных производителей. Ввезенные в Россию коммерческие партии таких устройств могут иметь лицензии и сертификаты других стран, например, Китая или государств — членов ЕС. Произведенные для иностранных рынков мобильники можно купить и на AliExpress.
Цели предложенной системы, если вчитаться в проект, перекликаются с «поправками Яровой». Помимо очевидных борьбы с кражами и контрабандой мобильных устройств, увеличения налоговых поступлений, обеспечения здоровой конкуренции между российскими магазинами среди эффектов от реализации концепции указаны: «идентификация абонентских устройств и их владельцев в целях пресечения противоправных действий, обеспечения безопасности и противодействия терроризму» и «контроль используемых абонентских устройств, в том числе сотрудниками государственных органов и организаций» в целях недопущения утечек секретных данных.
Ранее сообщалось, что правительство намерено уже с июля 2018 года установить новый максимальный порог беспошлинного ввоза посылок из-за рубежа. Предполагалось понизить его с существующих 1000 евро до 500 евро, а через год зафиксировать на уровне 100 евро за одну посылку. Реализацию этого плана потом отложили до Нового года. Известно, что огромное количество посылок из-за рубежа — это купленные на иностранных интернет-площадках гаджеты. При необходимости платить пошлину за ввоз сотовых телефонов покупать их в Китае станет уже не выгодно.
Член Совета Федерации, экс-министр труда и социального развития РФ Сергей Калашников, осведомленный о подготовке концепции, назвал ее непроработанной. Более того, он выразил опасения, что возможность привязки IMEI к номеру телефона (сим-карты), подготовит почву для организации тотальной слежки за гражданами.
«Системы больших данных позволяют осуществлять тотальный контроль над личностью. Сопоставляя идентификационные номера телефонов и сим-карт, а также имея доступ к переписке, можно вести постоянную слежку за человеком, — посетовал собеседник «Шторма». — Понятно, что все это мотивируется проблемами безопасности, но, на мой взгляд, эффективность предлагаемых мер не очень доказана... Совершенно понятно для всех, что о каких-то важных вещах люди не договариваются по телефону, а защита частного пространства и частной жизни будет сильно подорвана... Человек теряет свое личное пространство и технически мир становится похож на мир из романов Замятина и Оруэлла».
Очевидны и коммерческие лоббистские интересы определенных компаний в создании системы ЦБД, отметил сенатор. Многие интернет-магазины зачастую вынуждены торговать «серыми» мобильниками, не имея альтернативы реализовывать сертифицированный товар. Государство должно думать над тем, не как запретить им вести бизнес, а как его сделать прозрачным и легальным, считает сенатор.
«Жесткий контроль или вовсе закрытие интернет-торговли обоснованы только тем, что кто-то не соблюдает единые для всех правила. Понятно, что налоговые поступления от интернет-торговли должны быть реализованы. С другой стороны, интернет-торговля — это настоящее и будущее коммерции, и разумнее предусмотреть более гибкие и понятные для всех правила контроля и налогообложения для таких участников рынка. Они должные понимать свою выгоду от новых правил», — сказал Калашников.
Авторы плана о создании ЦБД в качестве удачного примера приводят подобную работающую систему в Турции. Там, по их словам, такая база данных существует с 2006 года, что помогло снизить кражу мобильных телефонов почти на 95% и увеличить налоговые поступления в казну. Запустить систему в России эксперты готовы за два-три года.