Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что обеспокоен усилением языческих и неоязыческих течений в среде военнослужащих российской армии. Особую тревогу у Кирилла вызывает рост числа язычников в элитных войсках — в спецназе. Специалист по религиоведению из СПбГУ объяснил «Шторму», чем опасно распространение нетрадиционных религий в армии. Глава языческой организации «Союз славянских общин» Вадим Казаков не согласился с такой точкой зрения.
«После того как был собран большой объем информации, мы поняли, что как в спортивной среде, так и среде военнослужащих, особенно тех, которые работают в сфере специальных операций (где присутствует постоянный риск для жизни), становятся популярным среди определенной части спортсменов и военнослужащих языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку», — цитирует РИА Новости патриарха.
Кирилл также отметил, что пропаганда здорового образа жизни «нередко превращается в возрождение языческих культов, в том числе языческого отношения к человеческому телу».
Лидер языческой организации «Союз славянских общин славянской родной веры» и реконструктор Вадим Казаков отметил, что, несмотря на рост числа язычников в современной России, их все равно немного. «По некоторым подсчетам, общая численность в России составляет порядка 100 тысяч, — сказал собеседник «Шторма». — Однако организационно они выглядят крайне слабо — язычество представлено множеством разрозненных небольших объединений. Кроме того, если считать количество людей, которые [регулярно] приходят на языческие обряды, то это обычно всего несколько сотен человек в нескольких городах».
Казаков, однако, отметил, что среди выдающихся современных российских спортсменов действительно достаточно много последователей язычества: «Например, наш известный боксер Александр Поветкин, чемпион по смешанным единоборствам Сергей Харитонов — всех их я отлично знаю, и все они неоднократно бывали у нас на языческих праздниках».
«Сама [спортивная] идеология подталкивает к тому, чтобы придерживаться язычества. Разумеется, и военная служба гораздо более созвучна язычеству — культ силы и войны и культ предков [этому способствуют]. Как вы знаете, например, в христианстве нужно подставить левую щеку, если тебя ударили по правой, — у нас [язычников] такого нет», — добавил Казаков.
Религиовед и историк, профессор института философии СПбГУ Сергей Фирсов в интервью корреспонденту «Шторма» объяснил, почему рост числа язычников в современной армии — это опасное явление.
«Современные неоязычники — это, мягко говоря, люди не до конца образованные. Они реконструируют историю так, как сами хотят ее видеть и как они ее понимают. Это не исследователи, — отметил ученый. — Насколько они действительно могут быть опасны, зависит от того, кто этими людьми управляет и кто за ними стоит».
Есть определенные националистические группы, для которых христианство является, безусловно, чем-то отрицательным и которые зачастую прибегают к активным действиям, отметил Фирсов.
В 2008 году в Никольской церкви в московском районе Бирюлево Западное неоязыческой группой была взорвана бомба. По счастливой случайности никто тогда не погиб и не пострадал. В 2009 году неоязычники попытались поджечь Казанский храм в Санкт-Петербурге, а в августе 2013 года — петербургский храм Святителя Петра. Самым резонансным в этом ключе было дело Артура Рыно, под руководством которого в Москве в 2006–2008 годах действовала банда неонацистов и неоязычников .
«Лидеры таких организаций очень часто проповедуют ненависть к традиционным религиям, и прежде всего к монотеистическим. Книги таких «деятелей» внесены в список запрещенной литературы, в частности «Удар русских богов», изданная под псевдонимом Владимир Истархов», — рассказал ученый.
В Древнем Риме язычники казнили христиан, которые отказывались приносить присягу на верность императору, считавшемуся в древнеримском пантеоне божеством, напомнил также ученый. Однако говорить о каком-то возрождении язычества проблематично, поскольку старые, дохристианские религии не сохранились до наших дней в изначальном виде: «Высшие этажи языческой религиозности были полностью разрушены в XI-XII веках. И современное славяно-русское язычество — это чаще всего новый миф на старую тему».
«Очень часто любовь к язычеству возникает на основе некоего краеведческого интереса. Бывает, что эти люди просто «заигрываются» в язычество. В свое время нидерландский ученый Йохан Хейзинга говорил о социальной болезни в современном ему обществе (первая четверть XX века) — пуэрилизме (детском поведении). Так вот, современное неоязычество — это игры взрослых людей, создающих себе в том числе некий политический фетиш… Насколько серьезно может человек заиграться — вопрос отдельный, адресуемый в том числе психологам и психиатрам», — заключил Фирсов.
Артур Рыно на суде называл себя и своих подельников «русскими солдатами, которые очищали город от оккупантов». Он утверждал, что за несколько лет лично убил 37 человек. Следствие однако сумело доказать непосредственную причастность Рыно только к десяти убийствам. Суд приговорил Рыно к 10 годам колонии общего режима. Другие члены банды также получили длительные сроки.