Предложенные правительством поправки к антикартельному законодательству угрожают всем предпринимателям, которые хотят заключить какое-либо соглашение с конкурентом, пишут «Ведомости» со ссылкой на законопроект. Как указал бизнес-омбудсмен Борис Титов, инициатива не различает сговор, нарушающий конкуренцию, и обычную деловую сделку. При этом документ предполагает жесткие наказания — за нарушение нового закона можно будет сесть в тюрьму на срок до шести лет.
Авторы инициативы указывают, что ущерб экономике России от картелей и антиконкурентных сговоров составляет порядка 1,5-2% ВВП страны каждый год. Сговорившиеся стороны завышают цены на торгах до 30%, на товарных рынках до 18%, а международные картели — примерно на 23%.
Предлагаемое решение — ужесточить антикартельное законодательство. В случае принятия правок предпринимателей можно будет отправить в тюрьму на срок до шести лет, если найдутся признаки соглашения между конкурентами и доход в размере свыше 500 миллионов рублей или ущерб организациям, гражданам или государству в размере свыше 60 миллионов рублей. До четырех лет тюрьмы или штрафа в 500 тысяч рублей можно будет получить за участие в картеле, «повлекшее за собой ущерб свыше 20 миллионов рублей или извлечение дохода от 100 миллионов рублей».
Титов в письме спикеру Госдумы Вячеславу Володину указывает, что инициатива ссылается на не существующие в УК термины — например, определение картеля берется из ФЗ «О защите конкуренции». «Это противоречит принципу уголовного законодательства о том, что состав преступления должен быть определен в УК. Более того, в законе «О защите конкуренции» также отсутствует полное и однозначное определение картеля», — отметил бизнес-омбудсмен.
Кроме того, в законопроекте предлагается исключить из признаков нарушения закона ограничение конкуренции. Таким образом, поправки будут запрещать не только картели, но вообще какие-либо соглашения между конкурентами. «Далеко не всегда соглашения между конкурентами действительно ограничивают конкуренцию или оказывают на нее какое-либо негативное влияние», — подчеркивает Титов.
В своем письме бизнес-омбудсмен предложил среди прочего отделить картели на товарных рынках от сговоров на торгах и вывести картели на товарных рынках из-под уголовной ответственности; увеличить пороги дохода и ущерба, фигурирующие в статье 178 УК РФ; закрепить в законодательстве однозначное и корректное понятие картеля; обязать правоохранителей доказывать факт ограничения конкуренции для объявления сделки преступной.
По мнению коллеги Титова, омбудсмена по антимонопольному законодательству Сергея Колесникова, инициатива недоработана и при текущих формулировках позволит посадить любого предпринимателя за любую сделку с партнером. «Любое соглашение может быть расценено как картель. При этом доказывать негативные последствия ограничения конкуренции ФАС не хочет», — выразил он мнение.
Колесников уточнил, что при принятии поправок в тюрьму сможет попасть каждый, кто предлагает госструктурам уникальный продукт, у которого нет конкурентов, или те, кто организует закупочный или торговый кооператив. «Если предприниматель и кооператив заключат соглашение о поставке продукции, это будет расцениваться как картельный сговор, и неважно, что никому никакой ущерб не нанесен», — привел он пример.
В сентябре главы Генпрокуратуры, Следственного комитета (СК) РФ, ФСБ, МВД и ФТС подписали документ, изменяющий правила расследования дел в отношении бизнеса. Поправки должны защитить права предпринимателей и не допускать нарушения работы организаций во время следствия. В частности, документ ограничивает изъятие документов и носителей информации, а также предписывают не затягивать дела дольше 12 месяцев.