Украинский и российский ветераны «Альфы» озвучили разные мнения, почему на Украине произошел третий захват заложников за месяц и власти два раза выполнили требования террористов. Российский экс-спецназовец отметил, что ни о каком профессионализме СБУ речи идти не может, а подобные ЧП там неизменно превращаются в шоу. По мнению его украинского коллеги, в случае с луцким террористом власти действительно допустили грубые просчеты, но к моменту захвата банка в Киеве сумели извлечь уроки и не допустили повторения «проколов».
3 августа в Киеве 32-летний Сухроб Каримов захватил в заложники сотрудника банка в киевском торговом центре «Леонардо». По его требованию к нему прислали журналистов. Во время общения с ними он был нейтрализован правоохранителями. 21 июля в Луцке 44-летний Максим Кривош взял в заложники 16 пассажиров автобуса. После того как президент Украины Владимир Зеленский выполнил его требования, силовики сумели провести успешную операцию по задержанию злоумышленника.
«На Украине есть элементы хаоса, в том числе в работе правоохранительных органов. Люди возбуждаются, видят такие примеры [терактов] и начинают действовать соответствующе, — рассказал Daily Storm бывший сотрудник украинской «Альфы» — полковник СБУ Александр Морозов. — Недавно на одной передаче я сказал, что наши правоохранительные органы прекрасно подготовлены, единственная беда состоит в неспособности руководства отдавать приказы, они боятся. Но когда произошел третий случай — отдали приказ и человека нейтрализовали».
По словам Морозова, в украинских спецслужбах руководящие должности часто занимают «сырые» люди, не готовые к принятию решений. Однако украинские правоохранители за последние дни сумели доказать, что они очень быстро учатся на собственных ошибках, считает Морозов: «Но сегодня [3 августа] мы увидели, что этого [ошибок] не случилось. И в следующий раз у нас найдутся смельчаки и все будет хорошо».
Российский ветеран «Альфы» Сергей Гончаров считает, что причина повторения историй с захватом заложников на Украине — некомпетентность властей. По его словам, единственное, что отличает все три случая друг от друга (в Луцке, Полтаве и Киеве), — это степень яркости шоу, показанных местными правоохранителями.
«Скажу откровенно, что все три случая — это звенья одной цепи. Террористы, бандиты или просто люди с больной головой, видя, что спецслужбы не готовы купировать проблему, начинают наращивать темпы. Никто сейчас не даст гарантии, что следующий преступник не потребует от Зеленского станцевать гопак на площади в Киеве. Пока проблема идет по нарастающей», — заявил Daily Storm Гончаров.
По мнению ветерана, другая важная причина повторения ситуаций с захватом заложников — слабая агентурная работа украинских спецслужб, которая не позволяет арестовать преступника до совершения теракта. Еще один фактор — медлительность и нерешительность украинских правоохранителей, которые «довели» — в частности, инцидент в Луцке — до выполнения президентом Украины требований террориста.
«Агентурная работа российских спецслужб более качественна, мы видим это по количеству задержанных террористов до совершения теракта. И еще одно: если преступник не сдается, то его просто убивают. И бандиты понимают, что офицеры «Альфы» не будут рисковать жизнями ради них», — отметил Гончаров.
Ситуацию с захватом заложников в Киеве прокомментировали в Верховной раде Украины. Глава подкомитета по государственной безопасности и обороне Ирина Верещук в беседе с Daily Storm высказала мнение, что инцидент в Киеве — один из многих в мире, не нужно делать на нем акцент и сравнивать его с событиями в Луцке. По ее мнению, происходящие на Украине теракты — это проявление общемирового «тренда» на рост насилия.
«Вы берете один случай и привязываете к совершенно другому. <...> Разве есть корреляция между тем, чтобы требовать видеообращения президента, и требованием 40 тысяч гривен? Это не третий случай за последние месяцы, это десятки таких случаев были. И, наверное, десятки еще будут. Поэтому никакой связи нет. <...> Такие случаи происходят во всем мире, в США участились случаи уличного насилия. К сожалению, сейчас такая ситуация», — размышляет Верещук.
Сотрудники подразделения «Альфа» СБУ во время штурма отделения Универсал Банка (находится в бизнес-центре «Леонардо») в Киеве задержали гражданина Узбекистана Сухроба Каримова, который грозился взорвать бомбу. Ранее злоумышленник попросил, чтобы тележурналисты взяли у него интервью в прямом эфире непосредственно в захваченном им банке. Его обезвредили во время общения с корреспондентами. Каримов удерживал в здании заложницу и выдвинул, по словам очевидцев, два требования: 40 тысяч гривен и возможность выступить по телевидению.
Заместитель министра внутренних дел Украины Антон Геращенко в эфире телеканала 112 предположил, что террористу может грозить до 12 лет тюрьмы. Также он сообщил, что террорист блефовал и взрывчатки у него не было.
1 августа министр внутренних дел Украины Арсен Аваков рассказал журналистам, что «полтавский террорист» Роман Скрипник, захвативший в заложники сотрудника уголовного розыска, был «ликвидирован снайпером и подорвался на собственной гранате». 23 июля сотрудники полиции проводили операцию по задержанию подозреваемого в угоне машины. 32-летний Скрипник, угрожая правоохранителям гранатой РГД-5, взял в заложники полицейского. После переговоров злоумышленник отпустил заложника в обмен на начальника Управления уголовного розыска в Полтавской области Виталия Шияна, потребовал автомобиль и собрался вместе с новым заложником выехать из города. Затем он посреди дороги покинул машину и скрылся в лесополосе, заложник остался невредим.
21 июля в украинском городе Луцке Кривош взял в заложники 16 пассажиров автобуса. Вечером того же дня спецназ задержал террориста. В ходе операции никто не пострадал. До ее начала Кривош отпустил трех человек (пожилую женщину, беременную девушку и ребенка), после того как президент Украины Владимир Зеленский по его требованию записал ролик с призывом посмотреть фильм «Земляне» о жестоком обращении с животными. После обезвреживания террориста глава государства удалил запись.
В отношении Кривоша возбуждены уголовные дела по статьям «Захват заложников», «Незаконное обращение с оружием», «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» и «Террористический акт» Уголовного кодекса Украины.