Минцифры подготовило законопроект, согласно которому данные о геолокации телефона, фактах совершении звонков, их стоимости и длительности перестанут быть тайной связи для правоохранителей, ведущих оперативно-разыскную деятельность (включая МВД и ФСБ). Власти отмечают, что это поможет в поиске пропавших людей. Сейчас эти сведения можно передать только по решению суда.
В частности, министерство предлагает внести в закон о тайне связи пункт, что такого рода сведения могут передаваться без судебного решения только силовым структурам, которые ведут розыск людей.
Замглавы Минцифры Олег Иванов, как сообщает ТАСС, заявил, что сейчас оперативники не могут получить быстро данные о геолокации, что снижает шансы найти пропавших людей, когда «счет идет на часы».
«Ежегодно в стране теряются десятки тысяч людей. Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи. Операторы связи могут предоставить служебную информацию средств связи, включающую координаты абонентских устройств пропавших граждан», — объяснил он инициативу ведомства.
Однако «Коммерсантъ» отмечает, что МВД, ФСБ и ФСО ранее уже получали от операторов такие данные, не дожидаясь решения суда. Издание указывает на другую сторону законопроекта в случае его реализации: полученные таким образом данные и действия, которые будут проводиться на их основе, нельзя будет оспорить и исключить из обвинений.
«Коммерсантъ» также пишет, что сейчас Минцифры направило законопроект на согласование в ФСБ и Минэкономики. Опрошенные газетой эксперты отметили, что речь в документе идет не о содержании разговоров, а о том, когда совершались звонки, где находились абоненты и как долго они беседовали.
По их мнению, в случае принятия закона понятие тайны связи исчезнет, а силовики, скорее всего, будут контролировать перемещения конкретных людей. Кроме того, в судах больше не будут сомневаться, относятся ли данные о геолокации или осуществлении телефонных разговоров к тайне связи.
В 2019 году ФНС оштрафовала компании МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» за отказ предоставить данные о времени вызова и продолжительности звонков по ряду номеров телефонов.
Операторы тогда обвинили ведомство в нарушении конституционных прав своих абонентов, однако суд встал на сторону властей: в постановлении Арбитражного суда Москвы сообщалось, что в этой информации нельзя идентифицировать абонента, поэтому она не относится к защищаемой Конституцией РФ тайне телефонных переговоров.
В июне 2020 года президент России Владимир Путин пообещал на встрече с членами Общественной палаты, что изучит вопрос о разрешении поиска пропавших людей при помощи определения сигнала их мобильных телефонов. Об этом главу государства попросил основатель некоммерческой организации «Лиза Алерт» Григорий Борисов. Борисов тогда отметил, что каждый день десятки людей, у которых при себе есть смартфоны, пропадают, но у спасателей нет спецустройств, которые могли бы, уловив сигнал телефона пропавшего человека, определить его местоположение.
Вопрос о поиске пропавших людей по сигналу их смартфона Борисов поднимал на встрече с Путиным еще в 2017 году. Свою инициативу основатель «Лиза Алерт» объяснил тем, что принятие такого закона значительно упростило бы поиск людей. Тогда президент пообещал проработать вопрос о снятии запрета на использование мобильных телефонов для этих целей.