St
ВС уточнил основания для задержания участников митингов

ВС уточнил основания для задержания участников митингов

Пленум ВС разъяснил вопросы рассмотрения споров о привлечении к административной и уголовной ответственности за нарушения организаторов и участников публичных акций

Пленум ВС разъяснил вопросы рассмотрения споров о привлечении к административной и уголовной ответственности за нарушения организаторов и участников публичных акций
Фото: © GLOBAL LOOK press/martin_camera

Пленум Верховного суда (ВС) России впервые принял постановление с разъяснениями для судей вопросов применения действующего законодательства о публичных мероприятиях (собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетах). Документ разъясняет вопросы рассмотрения споров о согласовании проведения публичных акций, привлечения к административной и уголовной ответственности как за воспрепятствование проведения публичных акций, так и за нарушения их организаторами и участниками.


Как следует из постановления пленума ВС, принятого 26 июня, основанием для административного задержания может быть поведение человека, которое свидетельствует о том, что «он может возобновить противоправные действия, наличие обоснованных подозрений, что он может уклониться от явки в судебное заседание, отсутствие у него определенного места жительства, необходимость совершения в отношении него предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, требующих личного участия, закрепление доказательств, необходимых для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении».


Также в постановлении отмечается, что «лицо может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления для составления протокола об административном правонарушении и (или) административного задержания в исключительных случаях, если без применения указанных мер невозможно выявление совершенного административного правонарушения, установление личности нарушителя, правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение принятого по его результатам постановления».


Кроме того, ВС обязал судей в каждом случае спора по согласованию проведения публичных мероприятий исследовать все доводы представителей власти.


«При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели», — говорится в документе.


Верховный суд напомнил, что органы государственной власти вправе отказать в проведении публичного мероприятия только в двух случаях - если лицо, подавшее уведомление, не имеет право быть организатором публичного мероприятия, или выбрано место, где его проведение запрещается.


Пленум ВС также отметил, что если «в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия органом власти» до организаторов акции не было доведено никаких обоснованных предложений о переносе или приведении ее форм или целей в соответствие требованиям законодательства, то публичное мероприятие может расцениваться как согласованное. Исключением могут являться только те случаи, когда организаторы уклоняются от получения соответствующего предложения.


Это первое постановление пленума ВС РФ по вопросам проведения публичных акций. Федеральный закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» был принят в июне 2004 года. В нем учитываются международные нормы и принципы проведения публичных мероприятий. Закон закрепляет порядок организации и проведения публичных мероприятий, раскрывает правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками акций, а также порядок обеспечения безопасности во время их проведения и основания для их приостановления или прекращения.