Третейская группа по спору России с Европейским союзом в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) поддержала три из шести жалоб российской стороны о правомерности энергопакета ЕС. Однако арбитры не пошли навстречу Москве в ее позиции по главному принципу «Третьего энергопакета», подразумевающему разделение операций между компаниями по добыче, сбыту и транспортировке газа.
«Третейской группой признаны неправомерными... дискриминационные правила сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых иностранными лицами, в Литве, Венгрии и Хорватии; а также предоставление дискриминационных преимуществ инфраструктурным проектам и наделение их статусом «проектов общего интереса» в случае, если они нацелены на поставку газа не из РФ», — процитировал телеканал RT заявление Минэкономразвития России.
Кроме того, российской стороне удалось добиться признания неправомерными применявшиеся ограничения Еврокомиссии на мощности газопровода OPAL — одного из сухопутных отводов от газопровода «Северный поток».
Наряду с позицией Москвы по главному принципу «Третьего энергопакета» арбитры не поддержали возражения России по преференциям, которые Евросоюз предоставляет поставщикам сжиженного природного газа.
«Исход разбирательства для РФ по ключевым с точки зрения экономической и операционной деятельности российских поставщиков на территории ЕС положителен», — заключили в Минэкономразвития, цитата по изданию РБК. Решение ВТО дает возможность считать, что в Евросоюзе «не будут применять дискриминационный режим к будущим проектам «Газпрома» в регионе», добавили в ведомстве.
Еврокомиссия также положительно приняла решение ВТО, говорится в сообщении ее пресс-службы. Евросоюз проанализирует энергетические нормы, которые признаны не соответствующими требованиям ВТО, уточнили в комиссии.
Арбитры начали рассмотрение спора России и Евросоюза в марте 2016 года. Спор инициировала российская сторона в апреле 2014-го из-за реализации на территории ЕС «Третьего энергетического пакета» реформ по либерализации рынка электроэнергии и газа, утвержденного в Евросоюзе в 2009 году. Меры пакета реформ приводили к дискриминации российского газа, в частности «Газпрома», и противоречили обязательствам ЕС в ВТО по базовым принципам недискриминации и доступа на рынок.