Специалист по семейному праву усомнился, что в российском МФЦ могли поставить штамп о признании брака Павла Стоцко и Евгения Войцеховского, которые зарегистрировали свой союз в Дании. Однополые отношения не легализованы в России, потому что в отношении них действует закрепленная в Гражданском кодексе РФ «Оговорка о публичном порядке».
«Норма иностранного права... в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права», — гласит статья 1193 ГК РФ.
Юрист Виктория Дергунова пояснила «Шторму», что однополые браки на территории РФ не признаются, потому что союз между двумя мужчинами или двумя женщинами не считается браком. «В России было уже много таких прецедентов, эти браки нельзя узаконить. В России понимают под браком союз между мужчиной и женщиной. Поэтому есть публичный порядок. И мы [в России] не признаем действия, совершенные за рубежом, которые противоречат нашему публичному порядку», — пояснила Дергунова.
«Общее правило: свидетельство о заключении брака [между мужчиной и женщиной], выданное в Европе, после проставления на них апостиля в Минюсте и перевода на русский язык, признаются в России», — сказала адвокат, специалист по бракоразводным процессам Екатерина Духина. Она считает, что признание законности однополого брака Стоцко и Войцеховского — «процедурная ошибка». «Не сильно чиновники вникли и на автомате провели эту процедуру», — отметила она.
Штампы в паспортах, которые молодожены показали журналистам, также вызвали сомнения у юристов. «Я с сотрудниками МФЦ очень много работаю, и они очень боятся отступать в сторону от любой... нормы правоотношений. Я сомневаюсь, что сотрудник с такой легкостью на основании иностранных документов мог что-то поставить в паспорта. Пока я не увижу документы своими глазами, на мой взгляд, это маловероятно», — пояснила Дергунова, уточнив, что в штампе должно быть указано, какое именно ведомство его поставило.
Ранее на официальном сайте МФЦ появилось опровержение слов Павла Стоцко и Евгения Войцеховского. В нем написано, что «центры госуслуг Москвы не предоставляют услугу по регистрации брака».
Однако у Войцеховского и Стоцко — другая версия событий. Они заявили «Дождю», что сотрудник МФЦ принял документы «без лишних вопросов, не меняясь в лице», а затем поставил соответствующий штамп. До того как обратиться в центр госуслуг, Войцеховский и Стоцко перевели датское свидетельство о браке на русский язык, а также заверили переведенный документ у нотариуса Люберецкого нотариального округа, сообщили они РБК.
Мужчины утверждают, что по 158-й статье Семейного кодекса РФ заключенные за границей браки признаются, если они не противоречат статье 14, согласно которой нельзя узаконивать отношения с близкими родственниками, усыновленными детьми, теми, кто уже состоит в браке, и людьми, признанными судом недееспособными из-за психического расстройства.
В 2014 году в Санкт-Петербурге зарегистрировали брак между девушкой и трансгендером. Бракосочетание сосотоялось потому, что трансгендер на момент регистрации не поменял паспорт и по документам был мужского пола.