Глава Союза десантников России Валерий Востротин 1 июня сообщил СМИ, что советский пилот, пропавший без вести в Афганистане более 30 лет назад, жив и хочет вернуться на родину. Имя мужчины он не раскрыл в целях его безопасности. При этом о том, что в Афганистане в руки дипломатов попала записка от пилота, который просит вернуть его в Россию, сообщалось еще в феврале 2018 года, но экспедиция, целью которой было спасение офицера, оказалась заморожена из-за нехватки средств и отсутствия реакции со стороны российских властей.
«Планы — это хорошо, но возникли проблемы с деньгами. Пока вопрос не решен… Естественно, во многие ведомства были направлены письма, мы получили весьма уклончивые ответы, и никаких финансовых обязательств никто на себя [со стороны ведомств] брать не хочет», — рассказал «Шторму» зампредседателя комитета по делам воинов-интернационалистов Александр Лаврентьев.
Другой собеседник, близкий к организаторам экспедиции, рассказал, что речь шла о пилоте штурмовика Су-25. Известно его имя, визуально проведено опознание. У мужчины не осталось документов, поэтому нет оснований для оформления ему российского паспорта — необходимо сначала сделать ДНК-экспертизу. Источник, впрочем, надеется, что экспедиция все же состоится. Он не назвал имя летчика, поскольку это поставит под угрозу его жизнь.
«Чтобы его добыть, требуются усилия, и это сопряжено с риском для жизни не только людей, которые за ним пойдут… Мы не говорим об этом человеке [публично], поскольку это может навредить, может привести к тому, что мы никогда не сможем его достать. Его могут перевезти в любое другое место, и все…», — сказал источник.
По данным организаторов экспедиции, пилот может находиться в горах на границе Афганистана и Пакистана. Но есть и дополнительные сложности: по некоторым данным, мужчина «скован в передвижениях», и есть предположение, что он фактически остается в плену. «У него может быть хозяин», — предположил источник. Вероятно, что за его освобождение придется платить.
«Все очень сложно. И не нужно применять к человеку штампы «сдался» или «не сдался», как был пленен — не надо. Там ломали очень серьезно и быстро. Нужно побывать там и понимать менталитет этих людей. Попав, только самый крепкий орешек мог выжить в ситуации и не сломиться», — поделился собеседник.
Любая операция в Афганистане сегодня сопряжена с риском для жизни, сказал «Шторму» Александр Лаврентьев. «Обстановка в Афганистане сейчас такова, что большая часть страны вообще не контролируется правительством, — отметил он. — Семь лет назад, не зная дари [язык, распространенный главным образом на севере и в центральных провинциях Афганистана], я спокойно мотался по стране, а сейчас небезопасно даже в самой столице. Несколько лет назад коалиция заявила, что ответственность за безопасность в стране возлагается на местное афганское руководство. С тех пор все стало только хуже: количество блокпостов на дорогах резко сократилось, а афганская полиция и военные не имеют мотивации, чтобы исполнять свой долг».
Лаврентьев также отметил, что получить визы в Афганистан крайне сложно: «Они очень неохотно дают разрешения, без специальной ноты МИД РФ получить визу вообще практически невозможно».
Имя пилота, о котором говорят в Союзе десантников России и в комитете по делам воинов-интернационалистов, назвал «Коммерсантъ», ссылаясь на списки пропавших без вести и заявление замруководителя ветеранской организации «Боевое братство» Вячеслава Калинина, который сообщил РИА Новости, что летчик был сбит в 1987 году. Однако источник «Шторма» утверждает, что год могут называть неточно, поскольку, если раскрыть имя, «человек просто может не дожить до светлого будущего».