St
Пенсионная реформа: выдержит ли вертикаль власти непопулярные законы?
Инициатива правительства, ответственность Госдумы, падение рейтинга «Единой России» и помощь президента. Как работает система власти при принятии реформы

Пенсионная реформа: выдержит ли вертикаль власти непопулярные законы?

Инициатива правительства, ответственность Госдумы, падение рейтинга «Единой России» и помощь президента. Как работает система власти при принятии реформы

Фото: ©duma.gov.ru

Инициатива повышения пенсионного возраста больно ударила по всей вертикали власти, обрушив рейтинг «Единой России» и снизив доверие к правительству, Госдуме и даже к президенту России. Партия власти ищет отдельные кейсы, чтобы повысить свой рейтинг в преддверии сентябрьских выборов, однако пока это только популистские заявления. Но несмотря на то что многие СМИ пишут о противостояниях отдельных институтов власти по пенсионной реформе, вся вертикаль объединилась на поддержку тех, кто сам не в состоянии выбраться из политической депрессии.


Предложение о повышении пенсионного возраста пошло от правительства. Так сложилось в российской политической системе, что все непопулярные идеи исходят из правительства и принимаются Госдумой. После двух месяцев обсуждения вероятности принятия данной реформы стало ясно — реформе быть. Правительство дало лишь толчок, а вот ответственность за принятие инициативы кабмина взяла на себя Госдума. Администрация президента, как и «Единая Россия», дистанцировались от этой темы. Если в первом случае — это понятно, президент неоднократно выступал против повышения пенсионного возраста, то партия власти не знала, как действовать, и не смогла оперативно отреагировать на падение рейтинга.


Пока депутаты всех фракций выступали по пенсионной реформе, общались с избирателями, готовили общественные слушания, собирали предложения и выслушивали гнев народа, агитационно-пропагандистский блок «Единой России» молчал. Как рассказали «Шторму» в ряде региональных отделений «Единой России», в том числе и в тех субъектах, где будут в сентябре выборы, конкретики по действиям партийцев на местах не было.


«Нам не нужны методички. Но единство позиции, чтобы не выбиваться с курса, выработано не было. Даже сейчас мы не понимаем, как общаться с населением», — рассказал один из собеседников издания.


Партия власти как будто не понимала, как действовать, выступать за пенсионную реформу (данное словосочетание было запрещено в ЕР) вслед за лидером партии главой правительства Дмитрием Медведевым, либо дистанцироваться — как администрация президента. Пока партия молчала и теряла очки, совсем скатиться вниз не дали ей депутаты в Госдуме, опытные аппаратчики — Ольга Баталина и Виктор Селиверстов. При помощи медийного блока, который в «Единой России» в информационном пространстве очень сильный, удавалось как-то разогнать по СМИ вовлеченность партии в повестку. Но все же отдельных кейсов по спасению рейтинга так и не последовало.


Но вот накануне секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак предложил народным избранникам и сенаторам Совета Федерации отказаться от пенсионных льгот и преференций, а также перечислять в Пенсионный фонд конфискованные у коррупционеров миллиарды. Как выяснил «Шторм», эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию в Кремле и в Госдуме. Отказ от пенсионных надбавок депутатам и направление в Пенсионный фонд изъятых у коррупционеров незаконно полученных денег, в администрации президента и коллеги Турчака в обеих палатах парламента восприняли как популизм, а потому предложения Турчака, с высокой долей вероятности, будут завернуты на стадии их рассмотрения.


Во-первых, если такое решение будет принято, то это может пойти дальше по цепочке и коснуться правительственных чиновников, силовиков и так далее. Откроется ящик Пандоры, который на самом деле никак не повлияет на изменение экономической ситуации. Во-вторых, сейчас пенсия депутата рассчитывается от оклада + преференции, если убрать преференции, то формироваться, скорее всего, она будет от заработка, а он выше чем оклад, соответственно, здесь есть вероятность повышения пенсий для депутатов. Грубо говоря, если раньше пенсия депутатов составляла 40 тысяч + льготы, то не исключено, что при рассмотрении таких инициатив она станет 80 тысяч без льгот.


Инициатива направлять в бюджет фонда средства, полученные от реализации незаконно нажитого имущества, пока также не проходная.


Дело в том, что если судом будет доказано, что деньги и имущество потенциального осужденного нажиты преступным путем, то в итоге эти средства поступают напрямую в государственную казну, а далее пропорционально распределяются в соответствии с запланированными расходами федерального бюджета.


Основной смысл пенсионной реформы, который красной нитью тянется через все объяснения правительственных чиновников, — разгрузить бюджет, в котором уже якобы нет денег для Пенсионного фонда.


Если предложение секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака будет одобрено, то государство и дальше будет дотировать Пенсионный фонд, от чего оно пытается уйти всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Конфискованные деньги, которые могли бы поступить в федеральный бюджет и таким образом заткнуть в нем дырки, будут направляться в Пенсионный фонд, а значит — идти мимо бюджета.


Также непонятно, каким образом будет осуществляться контроль передачи средств в Пенсионный фонд. Велика вероятность, что деньги будут просто исчезать по пути в фонд, как это было, например, с неизвестно куда пропавшими тремя миллионами евро полковника МВД Андрея Захарченко (из девяти миллиардов изъятых у него рублей).


Интересно и то, что с аналогичным по сути и содержанию предложением в 2016 году уже выступали депутаты Госдумы от КПРФ Сергей Обухов и Валерий Рашкин.


В ответ на запрос парламентариев на имя председателя правительства Дмитрия Медведева министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил Рашкину и Обухову, что «предложение об обеспечении своевременного перечисления денег (включая средства от реализации имущества), арестованных у совершивших преступления лиц, на осуществление выплат пенсионерам, как источник доходов не отвечает <…> требованиям, а также в полной мере не соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному Кодексом».



Однако подобные заявления главы Генсовета партии можно оправдать, и в Госдуме и Кремле их оправдывают. Ведь пока в партии работает лишь медийный блок, отдельные опытные партийные функционеры, а агитационно-пропагандистский блок бездействует, приходится спасаться популистскими заявлениями, которые играют лишь на краткосрочную перспективу, а это нужно под выборы. Уже сейчас рейтинг «Единой России» вырос на несколько процентов. Но после выборов начнется реальная повестка, и люди припомнят партии власти обещания, которые не прошли.


Но и здесь система так устроена, что на подмогу «Единой России» придет правительство, Кремль и Госдума. Госдума возьмет на себя ответственность за принятие пенсионной реформы, правительство и также нижняя палата парламента разделят ответственность за отказ принятия популистских решений. А президент поделится рейтингом для партии власти под выборы. При такой конфигурации система определенно должна устоять, но только в краткосрочной перспективе. «Единая Россия» должна наработать сама авторитет и быть поддержкой для других институтов власти. Для этого необходимо долгосрочное планирование и работа в регионах. Пока 100% кейсов, повышающих уровень доверия населения к ЕР и ее рейтинг, нет.