Правительство Российской Федерации предложило наделить губернаторов полномочиями по передаче денежных средств из бюджета регионов соседним субъектам. На данный момент законопроект проходит обсуждение в законодательных собраниях страны, а Сахалинская область первой отправила отрицательное заключение в Госдуму. По мнению парламентариев, поправки в Бюджетный кодекс носят феодальный характер, поскольку депутаты выведены за границы данной схемы, что создает условия для злоупотреблений на уровне региональной исполнительной власти.
Предложение кабинета министров предполагает «горизонтальное субсидирование» регионов регионами. Согласно поправкам, цели и условия предоставления денежных субсидий одного субъекта Федерации другому будут устанавливаться соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти данных субъектов, то есть — губернаторами или главами республик.
Сахалинская областная дума стала первым законодательным органом страны, которая 29 ноября высказала свои опасения относительно нововведений.
Первое, на что обратили внимание депутаты парламента, — на отсутствие самих парламентариев в данных соглашениях между губернаторами. Второе — лишних денег в бюджете Сахалина нет.
«Нам надо с концепцией статьи вообще не соглашаться. Если даже нашу редакцию принимать, что мы будем устанавливать законом, а не соглашением одного губернатора с другим, мы все равно идем на поводу, соглашаемся с тем, что наши деньги будут изыматься в пользу другого региона. Надо проявить жесткую позицию», — высказалась на заседании облдумы депутат Ирина Никитина.
Сахалинская область — самодостаточный регион и один из самых успешных субъектов Российской Федерации с профицитным бюджетом. За девять месяцев уходящего года исполнение по доходам составило почти 95 миллиардов рублей, или 79,6% от плана. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост доходов бюджета составил 7,8% или 6,9 миллиарда рублей. Общее превышение доходов над расходами Сахалина составило 20 миллиардов рублей, остатки средств областного бюджета — 36,9 миллиарда.
«Один раз нас уже денег лишили, а теперь хотят вообще все забрать, — вторил на заседании думы своей коллеге депутат Александр Бортников. — Это из Москвы кажется, что у нас тут все хорошо. А на самом деле — одни проблемы: ни газификации, ни дорог. И если нам снимут бюджет хотя бы до 100 миллиардов, то мы эти вопросы застарелые, которые решены во многих регионах страны, никогда не решим. Нам в этом вопросе надо биться! Надо подключать все фракции, с юристами проверить законность этой поправки в Бюджетный кодекс РФ. И опротестовать ее, может быть, и через суд».
Данный законопроект в первую очередь выгоден регионам-реципиентам, то есть тем субъектам страны, которым вечно не хватает денег в бюджете для решения задач социально-экономического характера. Таких в стране большинство: только 12 из 85 регионов по прошествии 2018 года не нуждались в дотациях, все остальные — дополнительно субсидируются из федерального бюджета. Интересно, что в 2006 году регионов-доноров было в два раза больше — 25.
Налоговая система России устроена таким образом, что из 100% общих поступлений с налогов и сборов в регионах примерно 53% уходит в федеральный бюджет, а оставшиеся 47% распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации. В случае если законопроект правительства будет принят Госдумой, возникает риск, что регионы-доноры будут лишаться средств еще больших, чем было предусмотрено ранее. А значит — какие-то целевые программы будут недофинансироваться в былых размерах, что и беспокоит парламентариев из Сахалинской областной думы.
В руководстве комитета Госдумы по бюджету и налогам, через которое проходил законопроект правительства, Daily Storm заверили, что поводов для беспокойства нет: мол, живем в одной стране и все деньги общие.
По мнению первого зампреда комитета, депутата фракции «Единая Россия» Ирины Гусевой, беспокойство сахалинских коллег излишне.
«Когда депутаты начинают страдать, что что-то пройдем мимо нас, — это плохо. Вообще-то, депутаты региональных дум — это команда губернатора. Если вы внутри не знаете, что у вас там идут за передвижки, — себе задайте вопрос, почему губернатор и его команда вместе с вами это не обсуждают. Нужно не делиться по принципу «кто сильнее, кто мощнее, кто даст, кто не даст» — здесь все наше. Все принадлежит не депутатам, не губернаторам, а гражданам Российской Федерации. Надо помнить о том, что в нашей стране много регионов, — не местечково надо думать, а по государственному подходить», — убеждена парламентарий.
В 2013-2014 годах Ирина Гусева была главой города Волгограда. На личном примере она рассказала, например, что регионы часто сталкиваются с тем, что жители приграничных территорий соседствующих субъектов России получают медицинские услуги в больницах не своего региона, поскольку ближе доехать до соседнего. При этом в данном случае положенная по программе Фонда ОМС медпомощь относится к ведению двух разных субъектов.
По словам депутата, за кадром всегда остается звонок одного губернатора другому, который вынужден договариваться о решении вопроса. До сегодняшнего дня у них не было возможности перекидывать финансирование из бюджета в бюджет, однако в случае принятия инициативы правительства такая возможность появится и решит массу вопросов.
Если же в законопроекте необходимо будет прописать, что такие соглашения между губернаторами должны будут получать одобрение региональных дум и краевых заксобраний, то в комитете Госдумы по бюджету и налогам готовы рассмотреть данное предложение, заявила Daily Storm первый зампред комитета Ирина Гусева.
«Депутаты Государственной думы представляют регионы на федеральном уровне. Не слышать своих коллег мы не имеем никакого права, — добавила парламентарий. — Ждем 12 декабря, когда будут собраны все рекомендации, когда отработают наши комитеты, когда пройдет обсуждение с правительством, во фракциях, и вот тогда, может быть, сахалинские депутаты станут теми самыми людьми, которые акцентировали наше внимание на проблемах, и из-за них мы примем другое решение».
Со своей коллегой по бюджетному комитету не согласна другой депутат, представляющая КПРФ, — Вера Ганзя. Она, как и вся ее думская фракция, выступает против принятия законопроекта в том виде, в каком его предложило правительство.
«Горизонтальные субсидии» — это попытка федерального центра уйти от своих прямых обязательств по финансированию регионов и выравниванию условий их существования.
«На комитете мы говорили о том, что это будет касаться исключительно общих проектов для нескольких регионов. Например, строительство автомобильных или железных дорог, инженерных сетей, в общем, речь шла об инфраструктурных проектах, общих для двух-трех регионов. То есть регион-донор мог бы взять на себя финансирование большей части этих проектов. Но о том, что напрямую губернаторы будут устраивать между собой гешефты и передавать деньги друг другу, — об этом речь вообще не шла», — рассказывает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя.
Чтобы регионы могли получить из федерального бюджета дополнительные финансы на реализацию тех или иных проектов, им необходимо выполнить целый ряд условий. Однако нововведения правительства предусматривают отсутствие каких бы то ни было серьезных условий, для того чтобы главы субъектов обменивались между собой бюджетными средствами. Необходимо лишь будет заключить двустороннее соглашение.
«Почему Сахалин выступил против? Это понятно! Соседний Приморский край опускается в финансовую пропасть. А Сахалинская область — регион-донор. У него на душу населения высокая бюджетная обеспеченность. У них существуют соглашения о разделе продукции, там есть налоговые поступления, которые позволяют региону развиваться. Прекрасно понимая, что из их бюджета сегодня можно качать деньги в соседний регион, чтобы там поправить ситуацию, депутаты и выступили против», — объяснила позицию сахалинских коллег федеральный депутат.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Ганзя, это выстроенная в стране налоговая система, по которой регионы, зарабатывающие неплохие деньги, не заинтересованы в увеличении налогооблагаемой базы и развитии производства, поскольку чем больше они зарабатывают денег, тем в соответствии с законодательством больше будут вынуждены отправлять их в федеральный центр.
Что касается высокодотационных, или так называемых бедных регионов, — они прекрасно осознают, что если они не смогут обеспечить выполнение социальных обязательств перед своим населением, то им поможет все тот же федеральный центр — за счет выделения дополнительных дотаций. Получается, что регионы России вне зависимости от их финансового положения не заинтересованы в собственном развитии.
«Оставьте часть налоговых поступлений в регионах, а не тащите все в Москву, которая скоро лопнет от денег! Именно тогда регионы будут заинтересованы в развитии. Необходимо уничтожить институт консолидированной группы налогоплательщиков, когда предприятия, работающие на территории одного региона, платят деньги в бюджет того региона, в котором они зарегистрированы», — убеждена Вера Ганзя, которая считает, что в таком случае не придется принимать нововведения в плане «горизонтальных субсидий» регионов.
Согласно данным ведомства первого заместителя председателя правительства – министра финансов РФ Антона Силуанова, на 1 ноября государственный долг регионов составил 2 триллиона 100 миллиардов рублей. За полтора года он сократился всего на 200 миллиардов.
В первую тройку злостных должников вошли Краснодарский край (129,1 миллиарда рублей), Красноярский край (107,9 миллиарда рублей) и Республика Татарстан (94,5 миллиарда рублей).