В 2019 году россиянам предстоит избрать 14 новых глав регионов, у которых закончится срок действия их полномочий. Несмотря на то что до единого дня голосования 8 сентября еще довольно много времени, некоторые губернаторы приступили к подготовке избирательных кампаний и наняли политтехнологов, которые поведут их на выборы. Уже сегодня мы можем детально ознакомиться с тем, каким именно образом будут развиваться выборные сценарии.
Одним из тех, кому придется переизбираться, оказался глава Вологодской области Олег Кувшинников. Странным образом оказалась незамеченной информация, которую 19 октября слили в анонимный Telegram-канал «Мастер пера».
Автор утверждал, что политтехнолог Олег Матвейчев за 11 миллионов рублей разработал предвыборную концепцию кампании губернатора Олега Кувшинникова. По его мнению, «знание этих технологий преумножит печали и утвердит в мысли, что дно в этой сфере еще не пройдено».
«Шторм» связался с Олегом Матвейчевым, который, изучив документы, опроверг причастность к данной «халтуре», однако компетентный источник на условиях анонимности подтвердил нам, что за разработанной концепцией, о которой мы расскажем дальше, стоит не кто иной, как открестившийся от нее Матвейчев.
«Олег реально с Кувшинниковым подписался, бумага 100% его. Уже недели две как об этом известно. Его технологический стиль и даже стиль написания. Кроме него так никто не пишет», — подтвердил наш источник.
«По нашим данным, только за написание этой краткой концепции Матвейчев получил от заказчика 11 миллионов рублей. Интересно, чем руководствовался губернатор Кувшинников, отсчитывая такие деньги политтехнологу, который регулярно проигрывает аналогичные выборы то во Владивостоке, то в Хакассии, то в Забайкалье?» — задается вопросом автор Telegram-канала «Мастер пера».
В представленных документах, которые должны лечь в основу предвыборной кампании губернатора Вологодской области, достаточно много интересных подробностей.
Мероприятия, которые, как утверждается, рекомендует организовать политтехнолог Олег Матвейчев, преимущественно состоят из мер скрытого репрессивного характера.
Для стопроцентного переизбрания Кувшинникова предлагается взять под контроль интернет, а если быть точнее — отслеживать негативную информацию и всеми возможными способами ее блокировать.
Помимо блокировки нежелательной информации в интернете — блокировка деятельности всей оппозиции, особенно КПРФ, на которую будет вылито море негатива. Предлагается также вести персональные антикампании против Павла Грудинина и Максима Шевченко, «которые теоретически могут здесь появиться».
«С Зюгановым переговоров не вести, кандидат от КПРФ, какой бы он ни был, вызовет приезд Шевченко и Грудинина в его поддержку. Кандидат от КПРФ вообще не должен пройти муниципальный фильтр и участвовать в выборах», — отмечается в документе.
Матвейчев также настаивает на том, что от ЛДПР и «Справедливой России» должны быть выставлены технические кандидаты «самого плохого пошиба». Желательно, «чтобы это были старики либо совсем юные барышни». Для этого необходимо провести переговоры с Владимиром Жириновским и Сергеем Мироновым.
«Большая контркампания против основных партий, — отмечается далее. — При этом мы не критикуем конкретные персоналии, но анонимно работаем и против ЛДПР, и против коммунистов, размещаем негативные материалы, в основном через Сеть или через формирующие опросы».
Также интересно, что для Кувшинникова будет сформирован образ врага — им по планам должен стать «криминальный бизнес, с которым борется губернатор».
Вообще говоря, имидж, который собираются сформировать главе региона, довольно-таки стандартный и не отличается какими бы то ни было изысками.
Губернатор — это человек, которому доверяет президент Путин. Он патриот Вологодской земли со всеми вытекающими из этого последствиями. Задает трепку местным чиновникам, противостоит криминалу и черному бизнесу, имеет авторитет среди самых уважаемых людей в области, лоббирует интересы региона на самых верхах, благодаря чему за время своего правления улучшил экономические показатели Вологодской области.
А еще он молодой (Кувшинникову на момент выборов будет 54 года) и энергичный управленец, да и просто рубаха-парень — вышел из простого народа, общается с простыми людьми и решает их непростые проблемы.
«Кампанию обязательно нужно начинать с ноября и вести ее полноценно… Поиск альтернативных источников денег — практически уже сейчас, потому что кампанию придется проводить в два раза большей длины и в два раза большим масштабом, и основные усилия по кампании нужно сосредоточить сейчас, чтобы к февралю добиться серьезных результатов. Те деньги, которые выделены, нужно начинать тратить, не боясь, что их не хватит на июнь, июль. Главное, чтобы рост рейтинга наметился и кандидатуру согласовали в феврале-мае. А в июне, июле спонсоры дадут еще, потому что понимают, что поддержка нужна», — объясняется в концепции, авторство которой приписывают Матвейчеву.
Не веря на слово всему, что анонимно пишут в Telegram-каналах, мы связались с самим политтехнологом — профессором НИУ ВШЭ Олегом Матвейчевым, чтобы подтвердить его непосредственное отношение к разработке данной концепции. Ответ, честно признаться, не удивил.
«Не знаю ничего подобного. С Вологдой я дружу, периодически выступаю на молодежных форумах, читаю всевозможные лекции, проводил там социологические исследования, отношусь к губернатору очень хорошо, — начал он. — Что касается выборов — никаких этих планов, ничего еще не писалось, и первый раз слышу про какие-то бумажки подобного типа. А где есть, как можно посмотреть, что это за план? Кто-то нашел какой-то план и решил его приписать мне… или специально что-то там сочиняют — мне даже интересно».
Мы любезно предоставили Олегу Матвейчеву фрагменты выброшенной в Сеть концепции, после чего перезвонили ему еще раз.
— Ну, я пробежал глазами, в детали не вдавался, но очевидно, что я этого не писал и не имею никакого отношения, —объяснил политтехнолог. — Насколько я вижу, там вообще никаких технологий непосредственно не прописано. Там идут какие-то советы не технологического, а какого-то условно консультационного плана... Тех блокируйте, этих блокируйте, используйте какие-то силы… Есть анекдот из этой серии, когда мудрая сова дала мышам совет стать ежиками, чтобы их не клевал никто. На вопрос мышей «А как стать ежиками?» сова отвечает: «Ну, я же мудрая птица, я за стратегию отвечаю, а вопросы тактики меня не интересуют».
— Да-да, слышал. Кстати, похоже на то. Здесь достаточно поверхностно все прописано, и я такое мог бы сесть написать. Ничего интересного.
— Ну да, да. Я же говорю, пробежал глазами — это не технологический документ. Политтехнологи такие не пишут. Пишутся конкретные медиапланы, а это какие-то советы постороннего. Не знаю, кто выдал, но здесь очевидный заказ против меня.
— А кому это выгодно?
— Задел какой? Есть условный Матвейчев, и дальше пишут: Матвейчев проиграл выборы в Хакасии, в Забайкалье, во Владивостоке. Никакого отношения я не имел ни к Хакасии, ни к какому Забайкалью. Во Владивостоке не был десять лет. Между первым и вторым туром, когда Шпорта надо было спасти, — да, ездил в Хабаровск. Но уже ничего сделать было невозможно. А что касается других регионов — даже не знаю, что там происходило.
А дальше — еще интереснее.
«Понимаете, в чем проблема Telegram? Почему я его не читаю и почему он на самом деле не работает. Те люди, которые принимают решения и которые знают правду о том, как все на самом деле… грубо говоря, высшие наши руководители в администрации… они прекрасно знают, что я никакого отношения не имею ни к Приморью, ни к Хакасии, ни к Забайкалью и только между первым и вторым туром был в Хабаровске по их же поручению.
Даже если этим людям пришло бы в голову почитать Telegram или кто-то им показал бы, они после первой строчки, прочитав это, плюнули бы и сказали, что здесь какая-то туфта, и дальше просто не стали бы читать.
Люди, которые принимают в стране решения и которые являются серьезными людьми, — они Telegram не читают. Делать какие-то заказы в Telegram — это глупая и пустая трата денег. Telegram — это орган печати от тех, кто ничего не решает, для тех, кто ничего не решает. Это для низшей публики, грубо говоря. Человек, который читает Telegram, — это человек, который не при делах, скажем так. Мне никакого вреда этот выстрел нанести не способен. Если кто-то хочет тратить деньги — пускай тратит дальше и делает эти заказы».
После перечисления недостатков Telegram Олег Матвейчев отметил, что у губернатора Вологодской области нормальные позиции. По информации политтехнолога, Олег Кувшинников уже обсуждал свое переизбрание с руководством страны, и пока что все видят именно его на этом посту по результатам выборов 8 сентября 2019 года. Никаких серьезных оппонентов в регионе у Кувшинникова нет.
Однако приведенные доводы разрушились после того, как один из источников Daily Storm, знакомый с ситуацией, исключительно на анонимных условиях подтвердил нам: Олег Матвейчев действительно заключил сделку с главой региона Олегом Кувшинниковым и будет вести его кампанию.
«Это концепция Олега, я тебе подтверждаю. Он писал ее собственноручно. А вот насчет 11 миллионов, которые он получил за нее, — в это я не верю. Три-четыре миллиона — да, но 11… Кто-то слил, и слил явно для того, чтобы Олега оттуда убрать», — говорит наш собеседник.
На вопрос, почему же тогда Матвейчев открещивается от своей причастности к предвыборной кампании Кувшинникова, источник дал очень простой ответ:
«А что он еще скажет? Я себя ставлю на его место — я бы то же самое сказал».
Комментируя отрывки самого плана, который попал в Сеть, наш собеседник признал его типовым и в целом рабочим. Особенно в той части, которая касается идеологии — она заточена под конкретный регион.
Вообще говоря, такая бумага стоит немалых денег, обычно шесть-восемь миллионов рублей, особенно если целый план сделан по уму и были проведены социологические и другие глубинные исследования.
«Большой вопрос — как все это будет осуществляться? Эта бумага, она по сути стратегия. Скорее всего, там документ очень большой и в нем прописана и тактика — как именно идеологический блок будет реализован. Без этого сложно давать какое-то экспертное заключение, но да, документ рабочий. Посмотрим, как его будут реализовывать. Может, вообще ни хрена ничего сделано не будет, а будет обычный распил. Учитывая, что сейчас уже все засвечено, возможно, от этой стратегии откажутся».
Судя по всему, пока что все складывается примерно как у писателя Глеба Успенского. Есть у него рассказ «Будка» (1868 года), в котором главный герой — постовой полицейский при будке Мымрецов. По рассказу, его обязанности «состояли в том, чтобы, во-первых, «тащить» и, во-вторых, «не пущать»; тащил он обыкновенно туда, куда решительно не желали попасть, а не пускал туда, куда этого смертельно желали».