St
Ты — мне, я — тебе. В Совете Федерации одобряют инициативу разрешить губернаторам обмениваться бюджетными деньгами
Единороссы и эсеры в Госдуме приняли поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие горизонтальное субсидирование регионов Коллаж: © Daily Storm / Марина Митякова

Ты — мне, я — тебе. В Совете Федерации одобряют инициативу разрешить губернаторам обмениваться бюджетными деньгами

Единороссы и эсеры в Госдуме приняли поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие горизонтальное субсидирование регионов

Коллаж: © Daily Storm / Марина Митякова

Федеральный парламент страны рассмотрел правительственный законопроект о горизонтальном субсидировании регионов в первом чтении. 345 депутатов, включая фракцию «Единой России» и большую часть «Справедливой России» плюс один депутат от ЛДПР, проголосовали за принятие поправок в Бюджетный кодекс, предусматривающих горизонтальное субсидирование регионов. Восемь коммунистов выступили категорически против, остальные и вовсе не голосовали, предварительно заявив, что законопроект поддерживать не будут. ЛДПР также голосовать не стали.


Предполагается, что после принятия поправок главы двух регионов смогут обмениваться деньгами из своих бюджетов, не советуясь при этом с местными законодательными органами власти и представляющими их депутатами. Представитель Совета Федерации в разговоре с Daily Storm назвал предложения правительства нужными и грамотными, а вот эксперты нашли в инициативе кабмина подводные камни. О том, что свои противники у инициативы появились не только в Государственной думе, но и в Сахалинской облдуме, которая отправила в нижнюю палату парламента отрицательный отзыв на законопроект, мы писали две недели тому назад.


Председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин в разговоре с Daily Storm заверил, что данный законопроект сделает легитимной уже сложившуюся практику отношений между регионами и муниципалитетами.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

В частности, разнообразные межсубъектные соглашения, когда между двумя областями необходимо построить магистральный путепровод или какую-либо коммуникацию, подписываются губернаторами и сейчас, поскольку усилиями одного бюджета или одного инвестора зачастую справиться невозможно.


Жизнь гораздо богаче и разнообразнее, чем законодательство, убежден сенатор Сергей Рябухин, а потому необходимо наконец юридически закрепить то, с чем мы уже давно имеем дело, исключив всевозможные коррупционные риски.


«Эту практику теперь надо формализовать в виде закона, чтобы не было злоупотреблений, которых боятся депутаты сахалинского Заксобрания. Должны побеждать общегосударственные, общечеловеческие позиции. А так, чтобы на одно закрываем глаза, а на другое открываем, — это мне непонятно. Лучше бы они проявили щепетильность и требовательность, когда утверждались инвестиционные программы в Сахалине — запросили бы губернатора: «А куда деньги уходят? Было столько-то денег, а объектов нет!» Я, конечно, понимаю, что у них один губернатор за решеткой уже сидит, а второй не успел навести порядок, как его в Приморье забрали. Но думаю, что надо закон принимать, это правильно!» — прокомментировал правительственные поправки в Бюджетный кодекс председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.



29 ноября депутаты всех фракций Сахалинской областной думы, включая «Единую Россию», высказали свои опасения относительно нововведений, предлагаемых кабинетом министров.


Парламентариев не устроило, что они выведены из процедуры соглашения между губернаторами, а также что за их счет, практически со стопроцентной вероятностью, будут решаться проблемы других регионов.


Сахалинская область — один из самых успешных субъектов Российской Федерации с профицитным бюджетом. За девять месяцев уходящего года исполнение по доходам составило почти 95 миллиардов рублей, или 79,6% от плана. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рост доходов бюджета составил 7,8%, или 6,9 миллиарда рублей. Общее превышение доходов над расходами Сахалина составило 20 миллиардов рублей, остатки средств областного бюджета — 36,9 миллиарда.


«Нам надо с концепцией статьи вообще не соглашаться. Если даже нашу редакцию принимать, что мы будем устанавливать законом, а не соглашением одного губернатора с другим, мы все равно идем на поводу, соглашаемся с тем, что наши деньги будут изыматься в пользу другого региона. Надо проявить жесткую позицию», — высказывалась на заседании облдумы депутат Ирина Никитина.


«Один раз нас уже денег лишили, а теперь хотят вообще все забрать, — вторил своей коллеге депутат Александр Бортников. — Это из Москвы кажется, что у нас тут все хорошо. А на самом деле — одни проблемы: ни газификации, ни дорог. И если нам снимут бюджет хотя бы до 100 миллиардов, то мы эти вопросы застарелые, которые решены во многих регионах страны, никогда не решим. Нам в этом вопросе надо биться!»


Осторожность и опасения своих коллег из Сахалинской облдумы глава бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Рябухин не разделяет, называет их избыточными.



Сенатор напоминает, что Россия является в первую очередь многонациональной и многорегиональной страной. В ее задачи входит обеспечение равными возможностями жителей всех субъектов Федерации за счет перераспределения природных ресурсов, которыми по-разному богаты разные регионы.


«К сожалению, у нас дифференциация такая между субъектами Российской Федерации, что исторически сложился разный экономический потенциал. Но тем не менее мы должны применять и использовать локационную функцию государства, когда в одном из 85 регионов много золота, в другом — алмазов, в третьем — нефти, в четвертом — газа, в пятом — рыбы, и так далее. В этом и сила нашего тысячелетнего государства — что мы должны консолидировать свои ресурсы в целях сближения народонаселения! Чтобы мы грамотно и разумно использовали ресурсы, которые принадлежат всей стране, а не только отдельно взятым улусам, каким-то кишлакам или населенным пунктам», — заключил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.


Поправки в Бюджетный кодекс, позволяющие обмениваться бюджетными деньгами регионам, в первую очередь выгодны бедным областям, так называемым реципиентам. В России таких большинство: только 12 из 85 субъектов Федерации на протяжении 2018 года не нуждались в дотациях, в то время как все остальные дополнительно субсидируются из федерального бюджета. Интересно, что в 2006 году регионов-доноров было в два раза больше — 25.



Согласно данным ведомства первого заместителя председателя правительства — министра финансов РФ Антона Силуанова, на 1 ноября государственный долг регионов составил 2 триллиона 100 миллиардов рублей. За полтора года он сократился всего на 200 миллиардов.


В первую тройку злостных должников вошли Краснодарский край (129,1 миллиарда рублей), Красноярский край (107,9 миллиарда рублей) и Республика Татарстан (94,5 миллиарда рублей).


Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов в разговоре с Daily Storm отметил, что данная инициатива несет в себе стремление переложить ответственность за решение социально-экономических проблем с федерального центра на региональные бюджеты.


По мнению экономиста, данная схема является порочной, поскольку не решит никаких проблем: за исключением нескольких незначительных ситуаций, когда будут делаться финансовые переводы из одного бюджета в другой, просто так никто не будет отдавать деньги.


«Но здесь есть второе дно, — заостряет внимание Василий Колташов. — Кремль ведет борьбу со многими губернаторами. Смысл борьбы — сделать регионы более доступными для инвестиций и работы крупных федеральных компаний. Нужно убрать препятствия для вложений, для покупки активов. В этой ситуации, когда у регионов плохое положение, опираясь на один регион, можно оказывать влияние на второй. Например, предлагать бедному соседнему региону общую программу на условиях включения в нее определенных компаний. Бедный регион в этот проект будет давать 20%, богатый — 50%, остальное — частные вложения. Таким образом, для крупных компаний в бедном регионе, где бизнесу интересно было бы поработать, будут открываться новые возможности».



Экономист также отмечает, что, если при попытке осуществления подобных проектов один из губернаторов будет упираться, утверждая, что у него в регионе есть свои бизнес-структуры, способные решить все вопросы, федеральный центр всегда может сказать:


«Господин губернатор, у Вас серьезные бюджетные проблемы. Мы Вам предлагали такие выгодные проекты, а Вы от них отказываетесь. Вам что, деньги не нужны? А как Вы собираетесь зарплату людям платить? Социальную стабильность обеспечивать?» — и вот тогда все заработает так, как надо. Просто так никто никому денег давать не будет, но в режиме механизма вхождения бизнеса в регион, вовлечения регион в крупные проекты такая схема может заработать», — предполагает глава Центра политэкономических исследований Василий Колташов.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...