Возведением моста, который соединит остров Сахалин с материком, займется компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, сообщило агентство Bloomberg. По официальным оценкам, стоимость проекта составит около 286 миллиардов рублей, по независимым — более 600 миллиардов. Сахалинский мост СМИ уже назвали главной стройкой следующего десятилетия и проектом планетарного масштаба.
Власти приняли решение о том, кто выступит подрядчиком строительства, но официально объявят об этом лишь в 2018 году, сообщил источник Bloomberg. В отделе компании «Стройгазмонтаж» по связям с общественностью отказались комментировать ситуацию. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов Bloomberg, заявил, что окончательного решения еще нет.
Bloomberg отмечает, что все проекты, к которым привлекаются компании приближенных к Путину бизнесменов, окупаются за счет других коммерческих структур. Масштабное строительство к зимней Олимпиаде в Сочи обогатило Аркадия Ротенберга, но сильно ударило по компаниям, которые приняли участие в возведении объектов в обмен на обещание господдержки, пишет американское агентство.
Сахалинский мост может стать вторым крупнейшим проектом друга детства президента России. Компания Ротенберга уже занимается основной стройкой текущего десятилетия — моста через Керченский пролив, который соединит полуостров Крым с Краснодарским краем. Итоговая стоимость этого проекта составила 228 миллиардов рублей (или более 300, если учитывать подготовку подъездных путей и дополнительной инфраструктуры).
В связи с этим интересна стоимость возведения переправы с материка на Сахалин. В 2013 году министр транспорта Максим Соколов оценил проект в 500 миллиардов рублей (около 615 миллиардов в пересчете на стандарты второго квартала 2017 года), сообщили «Ведомости». Президент России на прошедшем недавно Восточном экономическом форуме оценил его в 286 миллиардов.
Для постройки Сахалинского моста компании Ротенберга придется протянуть железную дорогу до побережья Тихого океана и подготовить полотно на острове. Вице-премьер РФ Игорь Шувалов удивлен подобной инициативой: проект смотрится еще амбициознее, чем переправа из Краснодарского края в Крым. Если Керченский мост — главный проект текущего десятилетия, то Сахалинский станет таковым для двадцатых годов.
Кроме того, Россия предложила Японии совместно построить переправу с Сахалина на остров Хоккайдо. Новый мост будет и автомобильным, и железнодорожным. Расстояние от самой южной оконечности Сахалина до северной части Хоккайдо составляет более 43 километров.
Средства, которые Россия потратит на оба проекта, Bloomberg называет «мегарастратой», абсолютно не нужной жителям Сахалина, которых всего 500 тысяч человек. По мнению издания, эти переправы порадуют только подрядчика, который получит много денег, и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, мечтающего «съездить во Владивосток на поезде».
Ранее Владимир Путин заявил, что в правительстве идет оценка возможности постройки железнодорожного моста на остров Сахалин. Глава государства предрек Дальнему Востоку превращение в «один из важнейших логистических узлов мира». Длина моста составит около семи километров.