Предложение Минпромторга о массовой установке алкозамков на автомобили выглядит не до конца продуманным. Об этом Daily Storm заявили представители Škoda и BMW. Автопроизводители отметили, что если реализуется идея правительства, им придется принимать «правила игры». Однако, по мнению компаний, это приведет к повышению стоимости автомобилей. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков также назвал идею Минпромторга «совершенно нечеткой». При этом представители Hyundai, Renault и АвтоВАЗа отказались комментировать данную тему.
«Эта инициатива была несколько лет назад [озвучена], а сейчас [она снова обсуждается]. Но установка любых дополнительных инструментов и сертификация потребует достаточно больших финансовых затрат. Они всегда ставятся в цену автомобиля — соответственно, машина станет дороже для потребителя в России», — заявил директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Россия Василий Мельников.
По его словам, если предложение кабмина реализуют, у отечественных производителей не будет «альтернативной опции» и «других вариантов», кроме как устанавливать алкозамки на транспорт. «Все ляжет на плечи потребителя», — объяснил Мельников.
В российском представительстве чешской Škoda рассказали Daily Storm, что предложение Минпромторга не отличается конкретикой и пока является «сырым» как для автопроизводителей, так и для рядовых водителей.
«Пока непонятно, каким образом должна осуществляться установка этих алкозамков и кто будет их производителем. С нашей стороны серьезных обсуждений эта тема не вызвала, поскольку нет информации, — сообщил PR-менеджер Škoda Тимур Алиев. — Если такого рода закон примут, то мы — как любой другой серьезный автопроизводитель — будем следовать требованиям регламентирующих органов. А пока неизвестно, как это все [идея Минпромторга] может заработать».
Представитель Škoda обратил внимание, что вокруг сферы транспорта «довольно много идей витает», однако «на практике крайне мало предложений доходит до серьезной реализации с точки зрения оформления законодательных актов». «Лично я сомневаюсь, что что-то здесь [в вопросе установки алкозамков] будет до конца доведено», — резюмировал Алиев.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил телеканалу «360», что идея Минпромторга ему кажется непонятной. «Совершенно нечеткая и, честно говоря, непонятная. Они обещают к концу года разработать некую концепцию по установке алкозамков. Но здесь есть только два пути: это может быть альтернатива наказанию за пьяное вождение или массовая установка приборов заводами-изготовителями», — считает парламентарий.
Лысакову также неясно, «какие вообще правовые основания есть для установки этого гаджета». «Если человек не пьет, почему он должен платить за установку этого бесполезного прибора? — задался вопросом первый заместитель председателя Госдумы по госстроительству и законодательству. — К тому же в нашей стране люди сердобольные, они еще и помогать друг другу будут — продувать чужие машины, чтобы те завелись».
Парламентарий полагает, что в случае принятия изменений стоимость машин поднимется как минимум на одну тысячу евро. «В конечную стоимость автомобиля войдет и этот прибор, а это отнюдь не дешевая штука», — заметил Лысаков. Он считает, что «вся эта идея с разработкой концепции по алкозамкам кажется нелогичной и лукавой», и не исключает вариант серых схем: «У нас не производят такую аппаратуру, значит, кто-то собирается ее производить и неплохо на этом заработать, снабжая компании, производящие автомобили, вот этой «приблудой», как говорят в народе».
Ранее «Коммерсантъ» сообщил, что Министерство промышленности и торговли России планирует до конца 2020 года разработать концепцию массовой установки на отечественные автомобили алкозамков. Проверку влияния устройств на безопасность транспортных средств должно провести федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «НАМИ». Специалисты ФГУП должны исключить возможность блокировки двигателя на ходу, подготовить правила установки блокирующих приборов и разработать стандарты и методы их испытаний.
Алкозамки (alcohol interlock) — устройства, не допускающие запуск двигателя автомобиля без предварительной проверки состояния водителя через алкотестер, — начали применять еще в конце 1990-х годов в Швеции. Сегодня такие системы используются во многих странах для контроля за водителями, ранее попадавшимися на пьяном вождении. С 2022 года в Евросоюзе все транспортные средства, произведенные на территории объединения, будут оборудованы такими системами. В России установку на отечественных автомобилях ранее поддерживала ГИБДД.