В середине сентября «Левада-центр» провел в 48 регионах РФ опрос на тему российско-украинских отношений. Оказалось, что россияне теряют к интерес к событиям на Украине. При этом, если обратиться к данным других опросов «Левады» и ВЦИОМа на тему Украины и конфликта в Донбассе, выясняется, что процент сторонников активного содействия самопровозглашенным ДНР и ЛНР остается почти неизменным.
«С июня 2015 года в целом отмечается спад интереса жителей России к украинским событиям, несмотря на разовые скачки роста внимания в феврале-марте 2016 года и феврале 2017 года. В настоящее время более двух третей россиян (68%) без особого внимания относятся к событиям в соседней стране, либо не следят за ними вовсе. Повышенный интерес фиксируется у 31% опрошенных», — заявляют социологи.
При этом число тех, кто негативно относится к Украине, на момент опроса в два раза превышало число граждан с позитивным восприятием соседнего государства. Подавляющее большинство россиян по-прежнему одобряют решение о присоединении Крыма. А теперь самое интересное: 41% опрошенных «Левада-центром» полагает, что Россия должна поддерживать самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР. 37% считает, что следует придерживаться нейтралитета. 6% респондентов высказались за помощь Киеву.
Мнения опрошенных «Штормом» экспертов по поводу поддержки россиянами ЛНР и ДНР разделились. Политолог Сергей Марков усомнился в достоверности опроса: «Во-первых, это «Левада-центр» — очень идеологизированный центр, дающий информацию, которая нуждается в корректировке, скажем так. По другим данным, 80% считают, что нужно поддерживать ДНР и ЛНР. Я думаю, что они поставили вопрос не вполне корректно. Другие социологические данные показывают, что абсолютное большинство населения — за то, чтобы поддерживать русских на Украине, тем более ДНР и ЛНР — русских, восставших против бандеровской диктатуры».
В опросе ВЦИОМ, проведенном в 2016 году, доля сторонников нейтралитета составила схожую цифру — 38% [37% по результатам «Левада-центра»]. Сторонников активной поддержки ДНР и ЛНР, то есть признания их независимости и принятия в состав России, ВЦИОМ насчитал 37% — еще меньше, чем «Левада-Центр». Эта цифра могла бы быть чуть больше за счет тех, кто высказался за помощь в расширении автономии республик в составе Украины (8%).
По-другому результаты опроса центра Юрия Левады оценивает руководитель Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Этот уровень [одобрения поддержки ДНР и ЛНР] достаточно высокий. Не могу сказать, что он сильно низкий. К тому же позиция по отношению к военным действиям на Украине сложилась еще в 2014 году, после того как общественное мнение весной и летом 2014-го очень поддерживало военную акцию там, полагая, что она будет такой же триумфалистской и бескровной, как взятие Крыма».
По словам Колесникова, как только россияне стали понимать, что противоречия на Донбассе не разрешатся по крымскому сценарию, они начали менять свое мнение под давлением реальных обстоятельств. «Где-то к осени 2014 года большинство пришло к выводу, что лучше бы не инкорпорировать эти территории в состав России и оставить их независимыми. Сформировавшись тогда, это мнение мало менялось: эти цифры закрепились, а сама ситуация поставлена на паузу», — заключил Колесников.
Судя по всему, процент непреклонных сторонников независимого от Киева Донбасса изменился мало, тогда как умеренно настроенные россияне заняли иные позиции или вовсе затруднились ответить на вопрос.