St
«Коммерсантъ» сообщил о правительственном плане по борьбе с санкциями

«Коммерсантъ» сообщил о правительственном плане по борьбе с санкциями

План мероприятий не размещался в открытом доступе, однако большая часть приведенных в нем мер уже официально объявлены

План мероприятий не размещался в открытом доступе, однако большая часть приведенных в нем мер уже официально объявлены
Фото: © GLOBAL LOOK press/Anton Belitsky

Министерство финансов подготовило план мероприятий, направленных на снижение влияния санкций на экономику России. Документ был одобрен на совещании у первого вице-премьера и главы Минфина Антона Силуанова в начале июля. План предполагает снижение использование доллара США во внешнеторговых сделках в пользу национальных валют, создание российских офшоров, разработку проекта ответных санкций против Украины, систематизацию антисанкционного законодательства и нормативных актов.


По данным издания «Коммерсантъ», одобренный правительством план ответных мер по снижению влияния иностранных санкций состоит из пяти блоков и 17 пунктов. Первый блок относится к внешнеэкономической деятельности. В нем предусматривается разработка к августу плана по снижению использования во внешнеторговых операциях американского доллара в пользу расчетов «преимущественно в национальных валютах». Также в нем содержится норма, предусматривающая освобождение подпавших под санкции лиц от штрафов за невозврат в страну валютной экспортной выручки.


Второй блок правительственного плана посвящен доступу находящихся под санкциями компаний на внутренний финансовый рынок. В июле текущего года Минфин и Банк России должны будут доложить рабочей группе о том, как обеспечить в России свободный оборот ценных бумаг подсанкционных эмитентов.


Следующий блок касается антимонопольного законодательства, который должен ограничить «недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных государств». Он включает в себя возможность ограничений импорта. Работа по реализации «антимонопольного» блока плана должна быть завершена к сентябрю текущего года, а ситуация с импортом — отслеживаться ежеквартально.


Также правительство намерено систематизировать меры по ограничению доступа к информации о юридических лицах, которые рискуют подпасть под санкции. Планируется, что к августу будут внесены поправки в банковское законодательство, а к сентябрю кабинет министров получит право выбирать, какую информацию он сможет закрывать.


В плане содержится законопроект о специальных административных районах (САР), принятый 18 июля Госдумой в первом чтении. Идея САР заключается в возможности перерегистрации российских компаний, подпавших под санкции, без раскрытия данных о структуре собственности и владельцах.


Отдельно Минфин должен подготовить до августа 2018 года проект ответных санкций против Украины, включая возможность «блокирования активов и запрет на вывод капитала» для списка украинских физических лиц. Под санкции могут подпасть, пишет «Коммерсантъ», несколько сотен физических и около ста юридических лиц. В их числе могут оказаться бизнесмены, политики и чиновники. Вводиться антиукраинские санкции будут президентским указом.


Под санкции США подпало «более 400 юридических лиц, более 200 граждан нашей страны», и санкции бьют прежде всего по экономике, нарушая «все международные договоренности, все правила открытости международной торговли» заявил спикер Государственной думы Вячеслав Володин во время рассмотрения законопроектов о противодействии антироссийским санкциям. По его словам, законопроекты о противодействии антироссийским санкциям США и других стран инициированы, чтобы защитить интересы российского государства, гарантировать права и свободы граждан, экономическое благосостояние и в конечном счете — суверенитет и территориальную целостность России.


Со стороны Евросоюза в отношении России действуют несколько пакетов санкций: экономические, ограничительные меры по отношению к отдельным гражданам РФ, а также санкции по Крыму, который вошел в состав России в марте 2014-го. Продленные 5 июля решением ЕС экономические санкции включают ограничение доступа на рынок капитала ЕС для пяти российских финансовых институтов с мажоритарной долей государства в уставном капитале и их дочерних подразделений, а также для трех крупных российских энергетических компаний и трех оборонных фирм.