Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выпустила отчет о ситуации с посадкой самолета с белорусским журналистом Романом Протасевичем в Минске весной прошлого года. В отчете указывается, что власти Белоруссии предоставили неточную информацию о времени получения письма об угрозе взрыва на борту. В нем также говорится, что сообщение о бомбе, из-за которой лайнер вынужденно сел, было заведомо ложным.
Как указано в отчете, письмо о бомбе пришло на электронную почту аэропорта Минска в 12:56 по местному времени, когда самолет уже садился в аэропорту, но власти Белоруссии прислали ИКАО скриншот с другим временем — 12:25.
«Так как ни бомба, ни свидетельство ее существования не были обнаружены во время подготовки к вылету из Афин (Греция), а также после различных проверок в Белоруссии и Литве, считается, что угроза взрыва бомбы была заведомо ложной», — также говорится в документе, который опубликован на специальном сайте The Aviation Herald.
Кроме того, в отчете говорится, что руководство минского аэропорта нарушило некоторые стандартные процедуры. Например, после сообщения о бомбе всех членов экипажа и пассажиров должны были эвакуировать из лайнера, однако представители аэропорта оставили на борту одного члена экипажа. Кроме того, белорусские спецслужбы не ввели режим антитеррористической операции, несмотря на сообщение о бомбе.
Инцидент с Протасевичем произошел 23 мая 2021 года. Журналист и его девушка, гражданка России Софья Сапега летели из Афин в Вильнюс. Из-за сообщения о бомбе на борту самолет вынужденно приземлился в аэропорту Минска. Почти сразу выяснилось, что взрывного устройства на борту не было. Протасевич и Сапега проходят обвиняемыми по уголовным делам, связанным с протестами после президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года.
В декабре прошлого года диспетчер Олег Галегов, который посадил самолет в аэропорту Минска, сообщил властям Польши, что операцией по приземлению лайнера руководил КГБ. Власти Белоруссии все отрицают.