St
«Налог на BlaBlaCar»: в Минтрансе нашли источник пополнения бюджета

«Налог на BlaBlaCar»: в Минтрансе нашли источник пополнения бюджета

В правительстве создали рабочую группу, которая должна разработать юридическую базу для карпулинга — перевозки пассажиров частными автовладельцами за плату

В правительстве создали рабочую группу, которая должна разработать юридическую базу для карпулинга — перевозки пассажиров частными автовладельцами за плату
Фото: © GLOBAL LOOK press/imago

Вице-премьер Максим Акимов поручил создать рабочую группу при Министерстве транспорта для создания юридической базы карпулинга — совместных поездок на частных автомобилях при помощи мобильных приложений для поиска попутчиков. Лидером на этом рынке в настоящий момент является BlaBlaCar. После тяжб с российской прокуратурой по поводу отсутствия лицензий у водителей на частный извоз французская компания даже разработала собственный проект по регулированию своей деятельности в России. В Минтрансе готовы рассмотреть предложение и взять его за основу, выяснил «Коммерсантъ». Представители BlaBlaCar в России и интернет-эксперты, признавая необходимость разработки четких правил для карпулинговых сервисов, опасаются, что излишнее рвение правительства в поиске дополнительных источников пополнения бюджета может разрушить хрупкий IT-рынок этих услуг в России.


Суть карпулинга [car («автомобиль») + pool (объединять»)] заключается не в извлечении систематической прибыли пользователями сервиса, считает руководитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко. По его мнению, в правительстве при разработке нового закона не должны путать понятия карпулинга и такси. «Создание правовой базы для работы карпулинговых сервисов в России позволит разграничить между собой два типа поездок», — говорится в официальном заявлении Лазоренко.


«Карпулинговые поездки в современном виде получили популярность благодаря развитию интернета и мобильных технологий, это достаточно инновационная отрасль. Логично, что законодательство в сфере транспорта, которое разрабатывалось несколько десятилетий назад, должно быть адаптировано под реалии 21 века», — заключил Лазоренко.


Эксперт в цифровой экономике Арсений Щельцин заявил в интервью корреспонденту «Шторма», что при разработке законодательной базы для карпулинга «государство ни в коем случае не должно уходить в негатив — жесткое регулирование».


В качестве примера того, как карпулинг может быть урегулирован с законодательной точки зрения, Щельцин привел такси. Этот рынок в масштабах всей России, по его словам, сейчас представляет из себя «бардак и хаос» с огромным числом аварий и полной бесконтрольностью перевозок. Однако в нем есть очень важные и позитивные исключения: Москва, Подмосковье и еще несколько регионов, в которых были приняты соответствующие местные законы, регулируют работу электронных систем заказа такси.


«Опыт Москвы здесь оказался достаточно хорошим, поскольку региональное столичное законодательство предусматривает не только выдачу каких-то лицензий и уплату налогов, но и интеграцию с другими системами контроля. Например, полиция может оперативно через базы данных проверять эти же самые лицензии, отслеживать движение транспорта по городу и контролировать время, проведенное таксистами за рулем и так далее», — объяснил Щельцин.


С технической точки зрения решить задачу по собираемости налогов или каких-то дополнительных лицензионных сборов с карпулинговых сервисов вообще не сложно, сказал интернет-эксперт: «Именно для этого в свое время принимался «закон о Google». Но задача собрать как больше налогов не должна быть главной.


«Сейчас правительство пытается исполнить, на мой взгляд, практически невыполнимую миссию — на выполнение нового майского указа президента собрать около 10 триллионов рублей. В бюджете этих денег не найти — и соответственно, нужно поднять собираемость налогов. Но если создавать какие-то [налоговые] ограничения для таких интернет-сервисов, как BlaBlaCar, то это [никак не поможет решить задачу], ­— сказал Щельцин. — Но есть реальная альтернатива: государство должно создавать мотивацию для развития таких сервисов. Чиновники должны создавать своего рода экосистему [на этом рынке], которая создается за счет интеграции и прозрачности всех процессов».


Сервис BlaBlaCar был создан в 2006 году во Франции. В настоящее время им пользуются в 22 странах мира более 65 миллионов человек, из них более 15 миллионов человек — только в России. BlaBlaCar считается крупнейшим карпулинговым сервисом в РФ.


В середине 2017 года к компании были выдвинуты претензии со стороны прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края. Правоохранители посчитали, что у BlaBlaCar нет лицензии на коммерческие перевозки. 12 сентября 2017 года суд поддержал требования прокуратуры, но 19 декабря решение суда по апелляции было отменено, и интернет-сервис не заблокировали.