Противники России не только сейчас, в условиях пандемии COVID-19, пытаются искать «злонамерения Москвы», так было и раньше, заявил глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин. По его словам, Вашингтон и его союзники пытались обвинить СССР, который проводил ряд секретных разработок, в пандемии СПИД. Однако усилиями научно-технической разведки (НТР) имидж страны был спасен: Москва благодаря работе разведчиков получила результаты мировых исследований проблемы и методик для диагностики заболевания, после чего наравне с другими странами стала бороться с ВИЧ-инфекцией.
«В нынешней ситуации с коронавирусом противники России, как всегда, ищут «злонамеренность Москвы». Ранее подобная «возможность» представилась США и их союзникам при неожиданном возникновении опасности пандемии «чумы XX века» — СПИД», — сообщил Нарышкин в своей статье для журнала «Национальная оборона».
«Пользуясь необычностью и неизвестностью болезни, огородив данные о ней стеной секретности, они попытались ввести в заблуждение не только широкую общественность, но и международное медицинское сообщество относительно происхождения СПИД, намекая на якобы ведущиеся в СССР бактериологические разработки», — добавил он.
После этого, отмечает глава СВР, перед СССР возникла угроза подрыва международного сотрудничества в сфере медицины. Во избежание этого перед НТР была поставлена задача в самые короткие сроки получить информацию о проводимых в мире исследованиях проблемы, связанной с распространением ВИЧ-инфекции, а также о разработке методик и препаратов для диагностики заболевания.
«Эта сложнейшая задача была успешно выполнена... СССР встал в передовые ряды общей борьбы со СПИД», — написал Нарышкин.
Глава СВР подчеркнул, что одним из наиболее важных направлений для ведомства всегда была и будет добыча научно-технических сведений. Эти данные не только помогли переоснастить российскую армию, но и позволили преобразовать многие системообразующие гражданские отрасли.
В частности, по его словам, советская разведка помогла в развертывании в стране производства пенициллина и других препаратов.
Другими недоброжелательными действиями США по отношению к СССР Нарышкин назвал нарушения воздушного пространства страны бомбардировщиками B-29 США в середине 1940-х годов, которые совершались «с целью оказания психологического давления».
«Для пресечения противоправных провокационных действий американской стороны наши специалисты, используя фактор неблагоприятных атмосферных условий, сумели путем подачи соответствующих радиосигналов с советской территории заманить три сверхмощных американских бомбардировщика В-29 на аэродром вблизи города Владивостока», — рассказал руководитель СВР.
Кремль, по его словам, по совету советской разведки отказался вернуть американские воздушные «суперкрепости» Вашингтону, отпустив только летчиков. Самолеты же были переправлены на секретный аэродром под Москвой, где перед отечественными инженерами была поставлена задача создать аналогичное воздушное судно.
«Выполнение этой задачи было невозможным без наличия соответствующей американской комплектной технической документации. Научно-техническая разведка добыла необходимые документы в ходе комплексной операции с задействованием своих доверительных помощников, осуждавших варварский характер разрушительных англо-американских «ковровых бомбардировок», — отметил глава СВР.
«В результате операции НТР был своевременно получен комплект чертежей, описаний и инструкций по эксплуатации самолета В-29, детальное изучение которого способствовало тому, что конструкторское бюро Туполева в кратчайшие сроки разработало отечественный стратегический бомбардировщик [Ту-4]», — заключил Сергей Нарышкин.
21 октября 2019 года стало известно, что Сергей Нарышкин назвал «насилием над прошлым» и «опасным экспериментом» попытки изменить исторические трактовки событий Второй мировой войны в Европе. По мнению директора СВР, евроатлантический лагерь старается принизить роль CCCР в победе над фашизмом. Именно благодаря решениям, принятым на конференциях в Ялте и Потсдаме, напомнил он, сохранялся порядок в Европе даже в самые напряженные моменты холодной войны.