Пожар в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», в котором погибли 41 ребенок и 19 взрослых, – страшный пример того, как сильно упал уровень пожарной безопасности в России в последние годы. Глава Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Виктор Яцуценко озвучил плачевные цифры: в пожарных частях не хватает до половины сотрудников, выезжающих на вызовы, почти везде устаревшая техника. С 2014 года идет сокращение штатов, а с 2016-го снижено число проверок компаний, отвечающих за установку систем пожаротушения. Повысить уровень пожарной безопасности в стране призван разработанный техническим комитетом Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) проект национального стандарта, однако опрошенные «Штормом« эксперты сомневаются, что новые правила окажутся полезными.
По словам председателя центрального совета Всероссийского добровольного пожарного общества Дениса Себенцова, в России есть исчерпывающее количество документов, регламентирующих пожарную безопасность, и необходимо лишь добиться их выполнения — в новых ГОСТах нужды нет.
«Правил по пожарной безопасности полно! С 1991 года действует базовый ГОСТ, который дает все термины и определения. [Есть также] федеральный закон, постановления правительства и технические регламенты — все для того, чтобы [предупреждать и ликвидировать пожары], — отметил собеседник «Шторма». — ГОСТ по закону о стандартизации не имеет обязательного применения. Для того чтобы он стал обязательным, нужно или специальное постановление правительства, или он должен быть включен в договор между субъектами договорного права».
Себенцов также подтвердил подлинность цифр, озвученных представителем МЧС Виктором Яцуценко в докладе о кадрах в ведомстве, указав на прямую связь между увеличением числа пожаров в стране и снижением числа работников как контролирующих органов, так и собственно самих пожарных: «Федеральные и муниципальные пожарные службы, [а также] добровольные, ведомственные и все остальные сейчас пожинают плоды того, что было не сделано на превентивным мерам — по соблюдению правил пожарной безопасности».
Производители систем пожаротушения также скептически отнеслись к инициативе НСОПБ. Руководитель технико-коммерческого отдела компании «Пламя» Дмитрий Екимовский считает, что новые правила, если они будут утверждены, «внесут лишь дополнительную путаницу и сумятицу, и лучше от этого никому не станет».
«До 2009 года, когда был принят Федеральный закон №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», мы работали по [понятным всем] нормам пожарной безопасности, но после того начались постоянные изменения, — посетовал представитель компании «Пламя». — Понимаете, отрасль до сих пор толком не разобралась во всех регулирующих документах, которые постоянно то объединяются, то разъединяются, и введение дополнительных документов только приведет к сумбуру. Ситуацию это в обозримой перспективе точно не исправит».
Странным выглядит недовольство представителей МЧС сокращением числа проверок предприятий, занимающихся системами пожаротушения, и штатов проверяющих организаций, отметил Екимовский. «Не думаю, что увеличение количества проверяющих, скажем, в три раза, здесь изменит ситуацию: бизнес и бюджет просто будут кормить эту «армию», но лучше от этого ничего работать не будет, — высказался он. — Во всяком случае, на качестве нашего оборудования, приборов контроля, которые делаем мы и наши коллеги, этот никак не отразится».
По его словам, «Пламя», как и раньше, продолжает регулярно сертифицироваться в системе МЧС — в Пожарной академии и других сертификационных центрах, а на производственных центрах предприятия ежегодно проводятся проверки.
Дефицит кадров в МЧС возник в 2014 году после начала сокращений в ведомстве, что подтолкнуло руководство министерства отказаться от нескольких типов плановых проверок, в том числе от контроля предприятий, занимающихся организацией пожарной безопасности. В докладе Виктора Яцуценко, который оказался в распоряжении РБК, отмечалось, что штаты Государственного пожарного надзора сокращены на 50%.
В других подразделениях пожарной безопасности, например в дежурных караулах, по словам Яцуценко, не хватает 10,8 тысячи человек. В некоторых пожарных командах служат всего два-три сотрудника из положенных шести. В абсолютных цифрах общая нехватка персонала оценивается в 23,1 тысячи человек. Особенно сложная ситуация наблюдается в офицерском корпусе в Центральном федеральном округе.
При последовательном сокращении финансирования МЧС в течение нескольких последних лет (с 183,4 миллиарда рублей в 2015 году до 168,7 миллиарда в 2017-м) в ведомстве тем не менее не позаботились о контроле за тем, как именно тратятся ограниченные средства министерского бюджета, отметил Яцуценко. Так, МЧС закупило огромное количество беспилотников (невысокого качества), однако в то же время не подумало о покупке нужного числа специальных пожарных кранов и шлангов. Все проблемы в МЧС закономерно отразились на статистике. Например, только в первом полугодии 2018 года в торговых центрах произошло 56 пожаров, что на 75% больше, чем за аналогичный период 2017 года.
26 марта произошел пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове. Тогда погибли несколько десятков человек, включая детей. Руководители местного управления МЧС, включая начальника службы пожаротушения по Кемеровской области Андрея Бурсина, были позднее задержаны. Бурсину были предъявлены обвинения по части 3 статьи 293 УК РФ (халатность).
Пожар в «Зимней вишне» стал одной из причин увольнений ряда кемеровских чиновников. 1 апреля губернатор Кемеровской области Аман Тулеев ушел в отставку. Врио главы региона стал вице-губернатор Сергей Цивилев. Трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» также побудила федеральные власти к проверке всех торговых центров в стране, начались работы по модернизации законодательства, регулирующего отрасль обеспечения пожарной безопасности.